Оглавление “Книги кейсов”

Обещания.ру: от новостного сайта к сообществу

Комментарий эксперта

Обещание.ру — это один из первых моих кейсов и хороший пример именно серьезной геймификации, где мы не пытались пользователей развлекать. Мы через геймификацию пытались донести пользователю глубокий смысл того, что он делает. Я этот кейс часто привожу, как понятный и простой пример серьезной геймификации. Обратите внимание на то, как новые элементы, статусы ("Молчун", "Глас народа", "Народный эксперт") встраиваются в саму концепцию сервиса. Сервис изначально очень серьезный - это сообщество вокруг обещаний политиков и публичных деятелей. Нам очень важно было не уменьшать серьезность происходящего, не превращать это во что-то более виртуальное. Наоборот, нам было важно, чтобы все применяемые механики (рейтинги, кнопки верю не верю) одинакового гармонично смотрелись и в рамках геймификации, и в жизни. Чтобы в жизни человек тоже мог использовать такие понятия, как рейтинг доверия к политику или верю не верю обещанию.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Перед нами стояли следующие задачи:

  • Донести до новых пользователей идеологию сервиса: Обещания.ру - это сообщество активных граждан, а не новостной ресурс.
  • Перестроить структуру портала из информационной в интерактивную. Вовлечь пользователей в голосования, споры. Мотивировать самим добавлять обещания и отслеживать их выполнение.
  • Создать механизмы, концентрирующие внимание пользователей на актуальных темах и новых обещаниях. Придумать способы «прокачать тему», т.е. быстро собрать критическую массу мнений, оценок, комментариев, чтобы тема была освещена с разных сторон и представляла больший интерес для читателей и журналистов, чем типичный новостной контент.

Как мы решили эти задачи: 

  • Дали пользователям возможность взаимодействовать с сайтом, внедрив интуитивно понятные интерактивные элементы.
  • С помощью системы обратной связи мотивировали посетителей голосовать, выражать свое мнение. 
  • Вместо того, чтобы сразу показывать окно регистрации, предложили стать из “Молчуна” - “Гласом народа”. Т.е. сместили фокус внимания с формальных действий (регистрация) на то, что для него ценно и важно.
  • Внедрили линейку прогресса: при каждом взаимодействии с сервисом пользователь видит свое движение от пассивного читателя к человеку, у которого есть возможность влиять на жизнь общества. 
  • Провели серию экспериментов для того, чтобы понять, после какого количества простых взаимодействий наибольшее количество посетителей готово зарегистрироваться. 

Поп-ап, появляющийся, когда человек уже некоторое количество раз выразил свое мнение, проголосовал. Этот поп-ап разъясняет основные принципы работы сервиса, показывает “роли”, в которых возможно присутствие на портале, и таким образом мотивирует человека зарегистрироваться.

Используемые механики

Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Оценка сотрудника
Анонимная оценочная обратная связь от коллег или клиентов
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата

О проекте

Обещания.ru задумывались, как сообщество, куда люди добавляют обещания политиков и других общественных деятелей, а потом отслеживают их выполнение. Например, мэр Уфы официально заявляет, что к концу года окружная дорога будет отремонтирована. Чтобы обещание не забылось, оно заносится на сервис Обещания.ру (это может сделать как редакция портала, так и пользователи), политика уведомляют, что его обещание поставлено на общественный контроль. Пользователи могут следить за тем, как идет процесс, прикладывать фотографии ремонтных работ или сообщать, что прошла уже половина времени, а ничего не сделано.

Уникальность сервиса заключалась также в том, что он давал возможность не только активно участвовать в жизни общества, добавляя и отслеживая обещания, но и получить наглядный срез общественного мнения, ознакомиться с комментариями экспертов. Во всяком случае, так было задумано. На деле пользователи чаще воспринимали сервис, как новостной ресурс. Приходили, читали, кто что пообещал, и уходили, не регистрируясь.

"В 2014 году ко мне обратился сервис Обещания.ру, чтобы я поучаствовал в создании новой версии и внедрил игровые механики для вовлечения пользователей" - Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification.Now

Мы сформулировали проблемы

  1. Большая нагрузка на редакцию. Все, что должны были делать пользователи на сервисе сами, приходилось делать редакции: добавлять обещания, следить за их исполнением, привлекать экспертов для комментариев. 
  2. Сервис выглядел как малопосещаемый, т.к. трафик приходил из поисковиков, в основном, на внутренние страницы сайта. Каждому отдельному обещанию доставалось мало внимания пользователей, мало комментариев и голосов. 
  3. С такой низкой вовлеченностью пользователей сервис не мог предоставить срез общественного мнения. 

Цель проекта

Собрать и отследить выполнение обещаний и прогнозов, сделанных чиновниками любого уровня, партийными функционерами, экономистами, лидерами мнений в интернете, спортсменами, представителями шоу-бизнеса и любыми другими людьми,  которые выступают с публичными заявлениями.

Перед нами стояли следующие задачи:

  • Донести до новых пользователей идеологию сервиса: Обещания.ру - это сообщество активных граждан, а не новостной ресурс.
  • Перестроить структуру портала из информационной в интерактивную. Вовлечь пользователей в голосования, споры. Мотивировать самим добавлять обещания и отслеживать их выполнение.
  • Создать механизмы, концентрирующие внимание пользователей на актуальных темах и новых обещаниях. Придумать способы «прокачать тему», т.е. быстро собрать критическую массу мнений, оценок, комментариев, чтобы тема была освещена с разных сторон и представляла больший интерес для читателей и журналистов, чем типичный новостной контент.

Как мы решили эти задачи: 

  • Дали пользователям возможность взаимодействовать с сайтом, внедрив интуитивно понятные интерактивные элементы.
  • С помощью системы обратной связи мотивировали посетителей голосовать, выражать свое мнение. 
  • Вместо того, чтобы сразу показывать окно регистрации, предложили стать из “Молчуна” - “Гласом народа”. Т.е. сместили фокус внимания с формальных действий (регистрация) на то, что для него ценно и важно.
  • Внедрили линейку прогресса: при каждом взаимодействии с сервисом пользователь видит свое движение от пассивного читателя к человеку, у которого есть возможность влиять на жизнь общества. 
  • Провели серию экспериментов для того, чтобы понять, после какого количества простых взаимодействий наибольшее количество посетителей готово зарегистрироваться. 
Обещания.ру: от новостного сайта к сообществу

Поп-ап, появляющийся, когда человек уже некоторое количество раз выразил свое мнение, проголосовал. Этот поп-ап разъясняет основные принципы работы сервиса, показывает “роли”, в которых возможно присутствие на портале, и таким образом мотивирует человека зарегистрироваться.

Используемые механики

Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Оценка сотрудника
Анонимная оценочная обратная связь от коллег или клиентов
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата

В первую очередь мы поняли, что добавить обещание - это слишком сложное действие для обычного посетителя, и для того, чтобы привести его к этому, необходимо его “раскачать”, побудив совершить ряд более простых действий. Мы ввели интуитивно понятные интерактивные элементы, чтобы пользователь на каждом элементе мог проявить свое отношение (поддержать, не согласиться, верю, не верю, важная новость).

‍Один из способов, которым внимание пользователя привлекается к актуальным темам: виджет, на котором отображаются две противоположных точки зрения по любому вопросу. Этот вопрос может быть не связан с тем контентом, который пришел посмотреть пользователь. Тем не менее, взаимодействовать с этим виджетом пользователю легко и интересно, и, к тому же, это дает редакции возможность собрать критическую массу оценок по новым вопросам.

После того, как пользователь отреагировал на обещание или мнение, ему открывается статистика голосования и появляется сообщение: “Спасибо, Ваш голос учтен”. Таким образом мы доносим до посетителя, что его голос важен, а механизм “чтобы узнать общественное мнение, нужно проголосовать самому” вознаграждает его за активность. 

‍Доносим принципы работы портала: текст с призывом выразить отношение к деятельности человека, кнопки верю/не верю. Там, где пользователь уже выразил свое мнение, показан рейтинг доверия посетителей к этому обещанию, мнению или прогнозу. 

Перед нами стояли следующие задачи:

  • Донести до новых пользователей идеологию сервиса: Обещания.ру - это сообщество активных граждан, а не новостной ресурс.
  • Перестроить структуру портала из информационной в интерактивную. Вовлечь пользователей в голосования, споры. Мотивировать самим добавлять обещания и отслеживать их выполнение.
  • Создать механизмы, концентрирующие внимание пользователей на актуальных темах и новых обещаниях. Придумать способы «прокачать тему», т.е. быстро собрать критическую массу мнений, оценок, комментариев, чтобы тема была освещена с разных сторон и представляла больший интерес для читателей и журналистов, чем типичный новостной контент.

Как мы решили эти задачи: 

  • Дали пользователям возможность взаимодействовать с сайтом, внедрив интуитивно понятные интерактивные элементы.
  • С помощью системы обратной связи мотивировали посетителей голосовать, выражать свое мнение. 
  • Вместо того, чтобы сразу показывать окно регистрации, предложили стать из “Молчуна” - “Гласом народа”. Т.е. сместили фокус внимания с формальных действий (регистрация) на то, что для него ценно и важно.
  • Внедрили линейку прогресса: при каждом взаимодействии с сервисом пользователь видит свое движение от пассивного читателя к человеку, у которого есть возможность влиять на жизнь общества. 
  • Провели серию экспериментов для того, чтобы понять, после какого количества простых взаимодействий наибольшее количество посетителей готово зарегистрироваться. 

Поп-ап, появляющийся, когда человек уже некоторое количество раз выразил свое мнение, проголосовал. Этот поп-ап разъясняет основные принципы работы сервиса, показывает “роли”, в которых возможно присутствие на портале, и таким образом мотивирует человека зарегистрироваться.

Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Оценка сотрудника
Анонимная оценочная обратная связь от коллег или клиентов
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата

Мы осознали, что сайт дает возможность проявить свою гражданскую позицию, поучаствовать в жизни общества. И чтобы донести это до пользователей, мы ввели систему статусов. «Молчун» - это не зарегистрированный пользователь, который читает, но ничего не комментирует, никак не выражает свое мнение. «Глас народа» - это тот, кто зарегистрирован, может отслеживать обещания, добавлять новые, комментировать и влиять на рейтинг общественных деятелей. Статус «Народный эксперт» присуждается активным пользователям и дает возможность выносить свое мнение на общественный суд, давать свои прогнозы и обещания. При каждом взаимодействии с сервисом пользователь видит линейку прогресса, видит свое движение от пассивного читателя (“Молчун”) к человеку, у которого есть возможность влиять на жизнь общества (“Глас народа”). 

Ниже поля комментария сообщение для посетителя - сначала нужно зарегистрироваться, а потом уже можно будет оставлять комментарии. Опция “Подвести итог” (т.е. прокомментировать положение дел на данный момент) видна незарегистрированному пользователю.
‍Однако, когда посетитель кликает по кнопке подведения итогов, появляется поп-ап, разъясняющий, что для этого действия тоже необходимо зарегистрироваться.

СМИ о проекте

BFM: «Обещания.ру» проследят за высказываниями политиков. «Большинство современных сервисов несут в себе какую-либо одну функцию, к примеру, сеть микроблогов Twitter или Formspring. В отличие от них «Обещания.ру» отличаются разноплановостью. Пользователи могут почитать здесь новости, комментарии экспертов, аналитику»
Sostav.ru: «Обещания.Ru» начинают продавать рекламу. «За короткий срок проект достиг посещаемости в 250 тыс уникальных пользователей в месяц, а количество визитов превысило 800 тыс (подсчетом аудитории занимаются TNS Russia и Gemius). В связи с этим руководство «Обещаний» готово к монетизации проекта»
Roem.ru: "Обещания.Ru" начинают сотрудничество со Сбербанком России. «Сегодня Сбербанк – самая открытая и прозрачная компания России, и это серьезное конкурентное преимущество нашего банка. Мы намерены наращивать это преимущество, в том числе благодаря сотрудничеству с интересными и перспективными интернет-проектами – такими, как сервис "Обещания.Ru"», - сказал в свою очередь вице-президент Сбербанка России Юрий Ровенский.

Результаты

Перед нами стояли следующие задачи:

  • Донести до новых пользователей идеологию сервиса: Обещания.ру - это сообщество активных граждан, а не новостной ресурс.
  • Перестроить структуру портала из информационной в интерактивную. Вовлечь пользователей в голосования, споры. Мотивировать самим добавлять обещания и отслеживать их выполнение.
  • Создать механизмы, концентрирующие внимание пользователей на актуальных темах и новых обещаниях. Придумать способы «прокачать тему», т.е. быстро собрать критическую массу мнений, оценок, комментариев, чтобы тема была освещена с разных сторон и представляла больший интерес для читателей и журналистов, чем типичный новостной контент.

Как мы решили эти задачи: 

  • Дали пользователям возможность взаимодействовать с сайтом, внедрив интуитивно понятные интерактивные элементы.
  • С помощью системы обратной связи мотивировали посетителей голосовать, выражать свое мнение. 
  • Вместо того, чтобы сразу показывать окно регистрации, предложили стать из “Молчуна” - “Гласом народа”. Т.е. сместили фокус внимания с формальных действий (регистрация) на то, что для него ценно и важно.
  • Внедрили линейку прогресса: при каждом взаимодействии с сервисом пользователь видит свое движение от пассивного читателя к человеку, у которого есть возможность влиять на жизнь общества. 
  • Провели серию экспериментов для того, чтобы понять, после какого количества простых взаимодействий наибольшее количество посетителей готово зарегистрироваться. 

Поп-ап, появляющийся, когда человек уже некоторое количество раз выразил свое мнение, проголосовал. Этот поп-ап разъясняет основные принципы работы сервиса, показывает “роли”, в которых возможно присутствие на портале, и таким образом мотивирует человека зарегистрироваться.

Используемые механики

Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Оценка сотрудника
Анонимная оценочная обратная связь от коллег или клиентов
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата

Источники: nn.hh.ru, habr.com

В продолжение темы: