Оглавление “Книги кейсов”

Банк России “Экономикум”: игра, в которой можно побыть центробанком

Комментарий эксперта

Долгое время рассказывание сложных историй с вариантами действий в играх использовалось редко. В основном это было в каких-то очень сложных играх, где пользователь может управлять государством, видит десятки параметров, строит заговоры или развивает экономику. С появлением игры Reigns игроки увидели, что рассказывать сложные истории с большим количеством интерактива можно в виде мобильного приложения с очень простым геймплеем. Всё, что делает пользователь – это свайпает карточки событий вправо или влево и, как в Тиндере, принимает одно из двух решений по каждому вопросу: согласиться или отказаться, повысить налоги или снизить налоги и так далее. В данном кейсе авторы использовали такую же механику, чтобы показать, как работает банковская система и какие решения принимает Центробанк, чтобы держать экономические показатели в норме. Безусловно, это упрощение, в жизни всё немного сложнее, но в итоге получился простой наглядный способ познакомить пользователей с тем, какие бывают сложные экономические ситуации, на что можно повлиять и даже увидеть последствия своих решений. Игра весело выглядит, быстро играется, взрывает мозг тем, кто не вполне знаком с миром экономики на уровне государства. Играть в такую игру едва ли будет интересно детям, хотя графику я бы скорей назвал детской и подростковой, всем остальным я рекомендую попробовать для собственного развития. 

Я знаю еще только один кейс, где банк предлагал бы пользователю побыть на месте принимающих решение, это был Хоум Кредит Банк: онлайн-игра "Сам себе банкир" для повышения финансовой грамотности.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Несколько концовок
Предоставление различных концовок истории на основе выбора или действий пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
История с вариантами действий
Интерактивный выбор вариантов действия создает для пользователя интерактивную историю
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Банк России — Центральный банк Российской Федерации, особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня.

Задачи

Банк России “Экономикум”: игра, в которой можно побыть центробанком

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Несколько концовок
Предоставление различных концовок истории на основе выбора или действий пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
История с вариантами действий
Интерактивный выбор вариантов действия создает для пользователя интерактивную историю
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Решение

Экономикум — игра-симулятор, в которой игрок управляет всепланетным центральным банком, общаясь с жителями, принимая экономические решения и разбираясь с их последствиями. Для принятия решений игроку нужно читать ситуации с карточек и смахивать их вправо или влево. В зависимости от выбора меняются игровые показатели: инфляция, настроение население и бизнеса.

Цель игры: наладить ситуацию в экономике — держать в зеленой зоне все игровые показатели.

По сюжету, пользователь — студент «Межгалактической банковской академии», которому предстоит сдать экзамен. Чтобы это сделать, нужно помочь восстановить экономику на выдуманной планете-симуляторе «Инфурсия». На планете пользователь выполняет роль управляющего ЦБ и должен добиться снижения инфляции до 4%, благополучия населения и создать комфортные условия для бизнеса. 

Вся игра представлена в виде карточек, на которых описаны ситуации. Игроку нужно читать истории на карточках и выбирать, что делать, смахивая карточку вправо или влево. Свайп карточки в определенную сторону – конкретное, описанное решение, которое в каждой ситуации индивидуально. В Инфурсии постоянно что-то случается: то пандемия, то переизбыток урожая, то забастовка рабочих, то нехватка топлива и др. Каждая ситуация – испытание и новый этап на шкале прогресса.

Список испытаний

Пример ситуации "Межгалактическая пандемия"

"Неизвестная болезнь, охватившая галактику, зацепила и нашу планету. Правительство ввело локдаун, локусы сидят по домам, реже тратят деньги и почти не берут кредиты. Из-за вялого спроса инфурсийский ЦБ пророчит снижение инфляции". Игра предлагает снизить ключевую ставку, чтобы стимулировать спрос. Оказывается, слишком низкая инфляция или дефляция, означающая устойчивое снижение цен, вредят экономике не меньше, чем бесконтрольный рост цен. Когда все ждут, что цены будут снижаться, то откладывают покупки, спрос при этом падает, а предприятия сворачивают выпуск. Иногда инфляцию надо не подавлять, а, наоборот, подогревать. Для этого добавляем денег в экономику низкими ставками.

Продвижение в игре происходит по итогам принятых пользователем решений. В зависимости от принятых решений меняется показатель инфляции, уровень удовлетворения или недовольства населения и бизнеса, которые показаны вверху экрана на иконках, символизирующих Инфляцию, бизнес и Население. Нужно следить за их уровнем.

Если игрок верно ответил и решил испытание, то он продвигается дальше. Если игрок несколько раз ответил неверно, то он возвращается на начало этапа и может пройти испытание заново, запомнив правильные ответы и приняв теперь уже верные решения. Если игрок не пройдет испытание, то он не сможет двигаться дальше.

Кроме испытаний иногда еще случаются разные эффекты. Например, пользователь может смахивать только влево, потому что на планету налетел суховей.

Персонажи

В игре есть несколько персонажей: банкир, промышленник, ученый и простые жители планеты. Все они нарисованы на карточках и являются частью истории.

и др.

Достижения

По мере прохождения испытаний игрок зарабатывает достижения:

Игрок может не получить все достижения за игру. Неполученные достижения игрок не сможет увидеть, вместо них отображены просто серые ячейки. По завершению игры игрок может начать игру заново и тогда, возможно, он сможет открыть все возможные игровые награды.

Самая престижная награда — диплом Межгалактической банковской академии, ее можно получить пройдя игру до конца. 

Блиц

Кроме обычных игровых ситуаций, игрокам встречаются еще тесты на усвоение материала. Отвечать в них нужно также, смахивая карточку вправо или влево. Если ответ верный, то фон подсвечивается зеленым. Если неверный, то красный. В конце пользователь видит сколько у него было правильных ответов.

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Несколько концовок
Предоставление различных концовок истории на основе выбора или действий пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
История с вариантами действий
Интерактивный выбор вариантов действия создает для пользователя интерактивную историю
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Несколько концовок
Предоставление различных концовок истории на основе выбора или действий пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
История с вариантами действий
Интерактивный выбор вариантов действия создает для пользователя интерактивную историю
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Источники: 1prime.ru, journal.tinkoff.ru

В продолжение темы: