Оглавление “Книги кейсов”

Мегамаркет: мини-игры в чат-боте в социальной сети ВКонтакте

Комментарий эксперта

Самая простая платформа для гемификации, доступная буквально всем, – это чат-бот. Как ни странно, он обладает множеством достоинств перед сайтами, лендингами и спецпроектами: 1. Пользователь всегда авторизован и каждому пользователю, который принимает участие в акции чат-бот может отправлять уведомления, разрешать их отдельно даже не надо. 2. Чат-бот взаимодействует с пользователем персонально, или публично – в комментариях к постам. Это удобнее, чем размещать информацию на лендинге, где все пользователи видят одно и то же и обратиться к конкретному пользователю невозможно. 3. Если пользователь что-то выиграл, например, промокод, он никогда его не потеряет. Не нужно его записывать или присылать в письме позже. 4. Чат-бот по определению интерактивен. Он пишет что-то пользователю и ожидает, что пользователь будет ему отвечать, и пользователь тоже к этому готов. Соответственно, в чат-боте легко делать опросы, викторины – собирать с пользователя информацию или позволять ему за счет его активности набирать баллы. 5. Чат-бот совершенно нетребователен к дизайну, его проще и быстрее создать, но в этом есть и минус, так как стандартный чат-бот менее зрелищен, чем страница сайта. Но может быть и достаточно зрелищным, например, в данном кейсе вопросы присылались не текстом, а в виде красивой карточки, где был написан вопрос и иллюстрации к нему.

Несмотря на эти достоинства, чат-боты в геймификацим используется не так уж часто. Думаю, это из-за того, что команды, которые разрабатывают спецпроекты, могут не иметь разработчика чат-ботов в составе и при этом имеют других специалистов: по вёрстке, веб-программированию, дизайнеров, которых тоже нужно занимать работой. Так чат-боты кажутся им не профильными в проекте. Об опыте применения чат-ботов в ВК в группе Мегамаркета читайте в этом кейсе, а также посмотрите кейс с более разнообразной геймификацией Мегамаркет «СберМегаСетап»: как через игровой чат-бот в VK привести клиентов в каталог на сайте бренда.  

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Чат-бот
Использование чат-бота для создания ощущения интерактивного диалога с пользователем
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом

Мегамаркет — российский маркетплейс, до 2021 года был знаком, как «Goods.ru», потом СберМегамаркет, с 2023 года стал Мегамаркет. По итогам 11 месяцев 2022 года на маркетплейсе представлено более 13 млн товаров более чем от 8 000 магазинов в 20 основных категориях, включая электронную и бытовую технику, товары для дома, одежду, строительство и ремонт, детские товары и многое другое. Мегамаркет доставляет товары более чем в 1000 городов России и располагает сетью из более чем 65 000 ПВЗ и постаматов.

Задачи

Мегамаркет: мини-игры в чат-боте в социальной сети ВКонтакте

Используемые механики

Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Чат-бот
Использование чат-бота для создания ощущения интерактивного диалога с пользователем
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом

Решение

Команда создателей проекта изучила свой предыдущий опыт разработки чат-бота на примере «СберМегаСетапа» (см. подробнее в кейсе Мегамаркет «СберМегаСетап»: как через игровой чат-бот в VK привести клиентов в каталог на сайте бренда), выделила удачные идеи и применила их в официальном паблике маркетплейса. Так появилось несколько игровых спецпроектов: «Карта МегаЖеланий», «Вперёд за подарками!» и «Портал в детство». Далее рассмотрим их подробнее.

Механика спецпроектов

Механика у всех спецпроектов была одинаковая. Чат-бот предлагал пользователям простые задания, связанные с Мегамаркетом: определить категорию, характеристику товара или ответить на вопрос о сервисе. В качестве подсказок пользователю давали ссылки на страницы с нужной информацией — так было «вшито» взаимодействие с маркетплейсом. Игроки переходили на сайт за правильным ответом, выполняли задания, накапливали баллы. Те, кто проходил все уровни, могли выиграть призы.

Авторам проектов было важно, чтобы подписчики непрерывно взаимодействовали с пабликом и сайтом. Поэтому они запускали чат-боты подряд. Участники вступали в игру через пост-анонс и таргет, переходили на сайт и возвращались за активностями. Когда один проект заканчивался, начинался другой — с той же механикой, но с новой идеей.

«Карта МегаЖеланий», апрель 2023г.

«Карта МегаЖеланий» – спецпроект, посвящённый мечтам. Сначала игрок выбирал тематическую доску: дом, дети, бьюти, фэшн, спорт, электроника или авто. Авторы проекта заранее придумали наполнение: товары появлялись на коллаже, когда участник верно отвечал на вопросы чат-бота и проходил уровень.

Акция СберМегаМаркет: «Карта МегаЖеланий» от СберМегаМаркета (ВК)»

Для участия в акции нужно было подписаться на Мегамаркет в Вк, написать «Желаю участвовать» без кавычек в комментариях под конкретным игровым постом. После этого нужно было написать «Начать» в личные сообщения официального сообщества Мегамаркета в Вк. После всех этих действий игрок мог начать набирать баллы и уровни разными способами.

Способы, как набрать баллы и уровни:

Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
пример заданий

В конце акции между всеми, кто достиг 10 уровня, прошел розыгрыш призов на стриме с помощью рандомайзера. Также 20 игроков, которые набрали больше всех баллов за предыдущие 14 дней, получили умные часы Xiaomi Mibro.

Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
"Карта желаний" с товарами

Призы

В качестве призов были разыграны смартфон, умные колонки, наушники, электрогрили, мультистайлери и умные часы.

Результат

«Вперёд за подарками!», май 2023г.

В рамках игры «Вперёд за подарками» создатели проекта знакомили подписчиков с каталогом маркетплейса через вопросы.

Для участия в акции игроку нужно было подписаться на официальную группу МегаМаркет в Вк и написать фразу «На старт» в комментариях под любой записью в сообществе. Чтобы принять участие в розыгрыше и получить призы игроку нужно было достигнуть двадцатого уровня путем набора виртуальных баллов.

Задания были на знания особенность товаров, например, у игроков спрашивали, сколько режимов у массажёра Evo Beauty или какой уровень шума у сплит-системы. В задании уже была ссылка на карточку товара, игроку нужно было просто перейти по ней и найти ответ. В этом проекте создали игры хотели показать все товарные категории, поэтому для каждой придумали свой вопрос. По мнению авторов проекта, задания помогали изучить каталог в развлекательном формате — так пристально и внимательно, как выбирают заинтересованные в покупке клиенты.

Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
примеры заданий

Баллы игрок мог получать за выполнение заданий, за лайки на постах сообщества, репосты и за приглашение друзей в сообщество Мегамаркет.

Призы

В качестве призов были разыграны смарт-браслеты, планшет, блендеры и фены.

Результат

«Портал в детство», июнь-июль 2023г.

Спец проект «Портал в детство» был создан в поддержку летней кампании Мегамаркета «Билетик в детство». Проект предлагал пользователям вспомнить детство и собрать альбом с картинками. Чтобы получить стикеры и баллы, игроки отвечали на вопросы о журнале «Мурзилка», газировке «Буратино», конфетах «Мишка косолапый» и других приятных вещах из прошлого. А также, как и в предыдущих акциях, ставили лайки, делали репосты записей сообщества, приглашали в сообщество друзей и таким образом копили баллы, перемещались по уровням, чтобы получить призы.

Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
альбом с наклейками
Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
пример задания

В конце ностальгического путешествия по миру неваляшек, ковров и хрустальной посуды подписчиков ждал розыгрыш современных призов — бытовой техники и электроники.

Результат

Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Чат-бот
Использование чат-бота для создания ощущения интерактивного диалога с пользователем
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом

Результат 

Геймификация в «МегаМаркете»: +23% подписчиков за полгода
Дарья Ли, Руководитель отдела по работе с социальными медиа в Мегамаркет
"За полгода мы запустили четыре чат-бота с разными концепциями. Теперь это наш привычный инструмент. Мы можем управлять нужными нам показателями, продвигать рекламные кампании и товарные категории, конкретные магазины и бренды, потому что всё это интегрируем в чат-бот. Мы всё реже используем стандартные механики розыгрышей и делаем упор на геймификацию. Она позволяет нам вовлекать аудиторию в более долгую и интересную коммуникацию. За эти же полгода мы протестировали два игровых формата — чат-бот и мини-приложение «ВКонтакте». Оба формата оказались эффективными: они привели к нам 65 тысяч новых подписчиков за полгода — это 23% нашей базы".  

См. также кейс "Мегамаркет «МегаИгра»: как мотивировать совершать заказы на сайте бренда с помощью мини-приложения в VK".

Используемые механики

Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Чат-бот
Использование чат-бота для создания ощущения интерактивного диалога с пользователем
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом

Источники: new-retail.ru

В продолжение темы: