Оглавление “Книги кейсов”

Posterscope: новогодний квест для закупщиков рекламы

Комментарий эксперта

Кейс Posterscope — один из проектов, где нужно было сделать всё срочно. У нас не было времени и специального бюджета на разработку программной части. Целью квеста было “привлечь сотрудников пользоваться новым продуктом компании”, поэтому и не имело смысла уводить их куда-то в отдельное пространство, чтобы проводить для них квест. Этот кейс — хороший пример, как можно выстраивать геймификацию на уже имеющихся инструментах, которые напрямую для геймификации не предназначены (корпоративный мессенджер Teams, почта и внутренние коммуникации в компании). Все сотрудники сидели в одном месте, разбитые по отделам-командам, что упрощало коммуникацию внутри команд. Выполнять задания им нужно было в самом внедряемом софте. Многое приходилось делать вручную, не был автоматизирован подсчёт баллов, рейтинги также строились без автоматизации процесса. Данный проект скорее похож на пилотное тестирование геймификации перед тем, как она будет “запрограммирована” и внедрена в компанию. Иногда такое “тестовое” решение уже подходит и уже даёт нужный результат, а деньги на разработку, на внедрение специального геймифицированного разрешения можно не тратить. Делать ли геймификацию в виде полноценного IT-решения, решать вам, но я в любом случае рекомендую сначала её тестировать “на коленке”, и этот проект — хорошая иллюстрация, как это можно сделать. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Posterscope — агентство по размещению наружной рекламы. Посредник между рекламодателем и владельцами инвентаря (билбордов, экранов и др. конструкций наружной рекламы). Компания находится в рамках большой группы Dentsu, куда входят также и другие агентства. 

Задачи 

Ивакин Вячеслав, руководитель цифровых продуктов агентства наружной рекламы Posterscope

"Проблема: мы пробовали много вариантов "внедрения" новой системы: писали письма, говорили, как это важно, делали презентации и обучения, проводили персональный тест-драйв продукта, но осознанно погрузиться в новый софт сотрудники никак не решались". 
Правила игры
Posterscope: новогодний квест для закупщиков рекламы

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Решения 

Posterscope создали конкурс "Рекламная кампания для деда Мороза". Сотрудникам необходимо было общаться с клиентом (дедом Морозом) внутри системы и согласовывать с ним адресную новогоднюю программу, учитывая его капризы (правки, доп. вопросы, доработки и т.д.). Нужно было подобрать размещение рекламы таким образом, чтобы адресная программа выглядела в форме елки с украшениями разных форм. Формы ёлки и украшения можно было добиться с помощью элементов системы: например, билборды были одной формы, необходимая сторона для размещения рекламы — другой формы и другого цвета. За счет подбора в определенном порядке одинаковых элементов (билбордов) получался контур ёлки. Приветствовалась сообразительность и креативность при построении своей уникальной "картины".

Обозначения элементов системы для "украшения ёлки"

Все участники были разбиты на 5 команд. Внутри компании есть клиентские группы (есть руководитель и команда, которая обслуживает несколько клиентов) на эти группы Posterscope и поделили игровые команды. Победителей было 3. 

Конкурс включал в себя два этапа

  1. Первый этап для всех (в том числе для ассистентов). На этом этапе были простые ознакомительные задания: создать компанию, залить в систему шаблон, провести клиента — ознакомление с базовым функционалом. Если ассистенты хотели продолжать игру на втором этапе, то они тоже могли. Но вряд ли бы у них это получилось. Поскольку эту аудиторию тоже нужно было обучить работать с новой программой и нужна была мотивация на это, для ассистентов были свои призы. Например, приз "Лучший ассистент".
  2. Второй этап для профессионалов, для байеров. На этом этапе нужно создать адресную программу с учетом своего профессионального опыта выполняя различные задания.

Задания

Примеры заданий из игры

Задания высылались раз в 2 дня (простые) и раз в три — (сложные). Также были еще и секретные подзадания, которые позволяли получить дополнительный балл (баллы нигде не афишировались, их видели только организаторы, которые периодически высылали мотивационные сообщения. Такие сообщения позволяли командам понять их позицию в рейтинге, см. ниже).

Заданий было всего 10

Номинации и призы

Все участвующие получили призы. Все финалисты получили подарочные сертификаты на определенную сумму. Победитель мог выбрать любой сертификат, на любой товар или услугу на сайте сертификатов.

Номинации

Мотивация

Основная мотивация была заложена сразу — обучиться работе в системе, которая станет обязательной и единственной со следующего года. Предновогодний конкурс, как способ весело и без стресса изучить программу, которая будет использована всеми в след году.  

Позже заложили две дополнительные мотивации: призы и демонстрация профессионализма. Тот, кто дошел до финала он Порфи и самый-самый. 

Мотивационные сообщения

В почту регулярно писали подбадривающие сообщения: "Поднажми, тебя обыграют", "Вы вот-вот заберете у лидера первенство". Создатели проекта регулярно делали срез результатов (раз в неделю). Например, когда появился первый человек, который сделал первый блок и публиковали об этом мотивирующие сообщения в рассылке.

Мотивационная email-рассылка
E-mail-рассылка
Один из примеров, как выглядела итоговая ёлка

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Результат

Получилось достичь цель — каждое задание было посвящено изучение функции программы и каждый участник ознакомился с функционалом. Проект получилось создать, как способ развлечься, тимбилдинг, и тест на профессионализм. 

Ивакин Вячеслав, руководитель цифровых продуктов агентства наружной рекламы Posterscope
"В целом, все довольны результатом. Получилось очень здорово. Особенно получилось сконструировать из подручных средств что-то очень целостное и качественное. Был оттенок опасения, глядя на яркие кейсы. Было впечатление, что надо развернуть систему, задизайнить, что это что-то большое и серьезное. Оказалось, что можно развернуть всё просто и получить качественный результат".

Сложные, неожиданные моменты и выводы по мнению Вячеслава

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

В продолжение темы: