Оглавление “Книги кейсов”

Тинькофф «Денежная жаба»: продвижение кредитных карт Тинькофф Платинум через игру-тамагочи и розыгрыш миллиона рублей

Комментарий эксперта 

Полагаю, это самая масштабная геймификация от Тинькофф Банка. Здесь непросто мини-игра, которая как-то связана скидками и кэшбэками от банка, это полноценная симуляция жизни обладателя кредитной карты Тинькофф, ещё и в юмористическом игровом антураже — в мире жаб. Здесь мы можем увидеть и желанный процесс жизни пользователя (оплачивать покупки с кредитки ради кэшбэка, а потом пополнять кредитку с основного счёта, не дожидаясь конца кредитного периода), и прокачку уровня кредитки от зелёного уровня до платинового, и тесты по финансовой грамотности, при переходе на следующий уровень кредитки, и открытие косметических предметов для персонажа за выполнение игровых заданий, и даже мини-игры, которые помогают заработать виртуальную валюту. Единственное, чего здесь нет — это начисление игровых бонусов и игровой валюты за транзакции по реальной кредите, как это сделано в кейсе  Яндекс Плюс Сити: игровой мир с заданиями и заработком баллов "Плюса". Таким образом, проект получился очень насыщенный и интересный, развлекательный и не такой серьёзный, как например, МТС: построй свой город в игре Cashback city или Яндекс Плюс Сити.

В данном кейсе для прогресса в мини-игре не обязательно что-то оплачивать с кредитки Тинькофф и это, скорее, плюс для игроков, так прогресса можно достичь быстрее и легче. Вся геймификация в данном случае более динамична. Игровые правила заставляют буквально заходить каждый день, ведь если в течение 48 часовне кормить жабу, или не покрыть её кредитные долги, то тогда она замёрзнет и весь прогресс сброситься. При такой динамике игрок не сможет играть в эту игру долго, скорее всего, за неделю он прокачает жабу до платинового уровня и забросит, потому что никаких других рациональных оснований заходить и кормить виртуальную жабу каждый день у него нет и это в любом случае было бы очень неудобно и быстро бы надоело. Отдельно можно отметить косметические предметы, которые можно получить, выполняя достижения, и возможность менять ими для своей жабы внешний вид, а также фон в её жилище. Эта игровая механика довольно часто используется в играх симуляторах, в частности в социальных сетях, но довольно редко в геймификации, потому что увеличивает количество контента и усложняет разработку. Нарисовать статичного персонажа, внешность которого не меняется было бы проще, но в данном случае создатели не экономят и делают геймплей более разнообразным. Однако, постепенное развитие и одевание персонажа было бы намного уместнее в геймификации, рассчитанной на более длительный срок. А здесь, как я уже писал выше, невозможно представить, чтобы пользователь играл в эту игру несколько недель или месяцев. Итого, перед нами прекрасный проект, который обучает игрока важным для бренда понятиям и паттернам поведения, при этом достаточно разнообразный и развлекательный по своей сути. Также отдельный плюс можно поставить за юмор.  

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Большой куш
Получение большого приза, несоизмеримого с вложенными усилиями. Море положительных эмоций.
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка

Тинькофф – российский коммерческий банк, сфокусированный полностью на дистанционном обслуживании, не имеющий розничных отделений. Крупнейший в мире онлайн-банк по количеству клиентов. Штаб-квартира банка расположена в Москве.

Задачи

Тинькофф «Денежная жаба»: продвижение кредитных карт Тинькофф Платинум через игру-тамагочи и розыгрыш миллиона рублей

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Большой куш
Получение большого приза, несоизмеримого с вложенными усилиями. Море положительных эмоций.
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка

Решение

Денежная жаба – игра в мобильном приложении Тинькофф банка, в которой Тинькофф предлагает своим клиентам вырастить свой денежный талисман, Жабу, и испытать удачу, участвуя в розыгрыше миллиона рублей. Среди тех, кто вырастит талисман до максимального, платинового уровня, Тинькофф разыграет 1 000 000 и выберет 10 победителей, которым подарит по 100 000 рублей. Задача игрока: заботиться о Жабе, кормить её, играть с ней, платить за нее по кредитам, чтобы вырастить её до платинового уровня. Если Жабу оставить надолго без присмотра, то она уедет на заработки и игроку придется начинать игру заново. Также в процессе игры Тинькофф банк обучает клиентов финансовой грамотности и продвигает свои кредитки Тинькофф Платинум.

У каждого игрока есть помощник, профессор Жа Бо, он проводит онбординг игры и отправляет различные уведомления. Вся игра происходит в мире Жабы, у которой есть:

Всё это отображается в игровом меню. Далее все эти пункты рассмотрим подробнее. 

Жаба растет по уровням, отвечая на финансовые тесты от Жа Бо, играет в мини-игры, переодевается в гардеробе и есть еду, купленную для нее в магазине.

Как играть?

Интерфейсы

Уровни

Чтобы Жаба перешла на новый уровень, надо накопить опыт и пройти экзамены по финансовой грамотности. Опыт Жабы копится, если ее хорошо кормить, играть с ней в мини-игры и вовремя погашать долг по кредитке. Когда Жаба станет достаточно опытной, профессор Жа Бо предложит пройти экзамен, после которого Жаба перепрыгнет на следующий уровень.

Всего уровней три: зеленый, золотой и платиновый. Прогресс уровня отображается в Жабоменю.

Если не взаимодействовать с Жабой более 24 часов, то Жаба замерзнет. Голодная Жаба, или несчастная, или Жаба с долгами замораживается на 48 часов. За одну игру Жаба может замерзнуть один раз, если её не спасти за это время, то она обидится и уедет на заработки. Тогда игра начнется заново. На платиновом уровне Жаба перестает замерзать. Чтобы Жаба не замерзла с ней нужно играть, кормить и оплачивать её долги по кредитке.

Шкала настроения и сытости

Жабу нужно кормить, чтобы у нее были силы развиваться. От количества съеденной еды зависит продвижение шкалы сытости (левая, где нарисована муха). От одного блюда она сдвигается примерно на 20% шкалы. 

Шкала настроения (правая, с улыбочкой) тоже отвечает за жабье развитие, если жаба грустная, то у нее нет мотивации расти. Чтобы заработать настроение и деньги игроку нужно поиграть в мини-игры. Без внимания игрока счастье Жабы падает до нуля за 48 часов и она замерзает.

Тест по финансовой грамотности

Тест появляется, когда Жаба достаточно набрала опыта в шкале прогресса, (размещенной в жабоменю), чтобы перейти на следующий уровень. Тест состоит из нескольких вопросов и связан с условиями кредитки Тинькофф Платинум. Если игрок отвечает неверно, то игра объясняет ему правильные ответы и преимущества кредитки Тинькофф. Если верно, то акцентирует внимание на преимуществах и начисляет монеты в копилку Жабы. 

Примеры вопросов и ответов из теста

Студент ЖабГУ получил стипендию за хорошую учебу, но на радостях забыл, как пополнять кредитку. Напомните, какого из этих способов не существует?

Верный ответ 1. Пояснения “Пополнить карту можно как переводом, так и через банкомат. А если подключить автоплатеж, то банк спишет сам платеж по кредитке в нужное время”.

Семья Жабукиных решила сделать ремонт. для этих целей они завели кредитную карту. Какой их их поступков может привести к незапланированным тратам?

“Оплачивать можно покупки в интернет магазине также, как и переводить деньги с кредитки “Тинькофф Платинум”. При переводе следите за лимитом. А вот покупку ЖАБОдильника лучше отложить на начало следующего месяца, если вы не уверены, что сможете погасить задолженность полностью.”

Какую ошибку совершает Леонардо Ли Жабрио?

“Класс! Так держать! Действительно, за снятие наличных с кредитной каты банк берет комиссию и проценты. Но с карты “Тинькофф Платинум” модно перевести до 50 000 рублей на дебетовую карту и снять их без переплат, а для клиентов с подключенным сервисом Tinkoff Pro или Tinkoff Platinum лимиты еще больше!”

История операций

В истории операций содержатся все пополнения и траты для Жабы, здесь же нужно вносить платежи по жабьей кредитке. У Жабы есть два счета: кредитный и жабий. С кредитного нужно тратить деньги на еду. А на жабий приходят монеты, которыми надо погашать долг по кредитке. Кредитная карта не появляется сама, её нужно оформить в начале игры, в процессе онбординга,  она называется игровая кредитка “Тинькофф Жабиум”. Лимит по кредитке 100 монет, которые можно потратить на вкусняшки. После погашения задолженности деньги можно тратить снова. Жа Бо рекомендует, чтобы не переплачивать, погашать долг до окончания беспроцентного периода. После каждой покупки начинается беспроцентный период на 24 часа. Если не успеть погасить долг за сутки, к нему прибавится 10%, а жаба не сможет эволюционировать. 10% по кредитке начисляется даже когда Жаба в заморозке.

Всего в копилке может хранится 200 монет, в нее попадают все награждения из мини-игр, за приглашения друзей, кэшбеки с покупок и награды за пройденные экзамены. 

Магазин продуктов

В магазине продуктов игрок может купить понравившиеся и выгодные, на его взгляд, блюда. У каждого блюда указана стоимость и % кэшбека. За продукты с кэшбеком часть монет возвращается в копилку на жабий счет.

Максимально можно купить только 3 позиции в магазине, потом нужно скормить их Жабе и вернуться за покупками.

Мини-игры

От мини-игр зависит настроение Жабы, а также в них можно заработать монеты для Жабы и призы для себя. Всего в приложении две игры:

Ловим выгоду и Жабл Дамбл. Первая доступна изначально, а до второй нужно дорасти, она открывается позже, на золотом уровне. 

В "Ловим выгоду" нужно ловить лакомства, деньги и подарки и уворачиваться от несъедобных предметов. Всего у игрока 3 жизни, за каждое пропущенное лакомство или пойманные палки и камни игрок теряет одну жизнь. За каждую пойманную монету Жабе в кошелек начисляется 5 монет. Максимально за одну игру можно собрать 5 монет = 25 в кошелек Жабе. В качестве подарка попадаются скидки от партнеров акции, например, во ВкусВилл.

В "Жабл Дамбл" нужно допрыгать по кувшинкам до финиша, избегая финансовых ям и не промахиваясь мимо кувшинок. Если попасть в яму или промахнуться 3 раза, то игра начинается заново, т.к. у игрока только 3 жизни.

В этой игре также можно собирать монеты. За одну игровую монету Жаба получает 5 монет на свой кошелек.

Достижения

Выполняя достижения игрок может получить призы для Жабы, открыть позиции в жабьем гардеробе: получить одежду или фон для комнаты(см. ниже в разделе Гардероб) и для себя (получить скидки от партнеров акции). Пользователь отдельно видит свои выигранные и невыигранные достижения. По ним можно ориентироваться, что нужно сделать для получения достижений. У некоторых достижений есть прогресс, если их выполнение зависит от нескольких действий, например, в ПреЖАБотке, где нужно сыграть в мини-игры 5 раз. 

Достижения отображаются в разделе Достижения и в Гардеробе.

Примеры достижений

Гардероб

В гардеробе можно настраивать одежду и атмосферу в комнате Жабы (возможность менять фон в комнатах). Чтобы открывались гардеробные возможности (аксессуары и атмосфера) нужно выполнять достижения. 

Всего доступно 4 аксессуара (шляпа, бабочка и два ожерелья) и 4 атмосферы (фоны в стиле космоса, болота с кувшинками, офис и стиль Оскара).

слева фон "Офис" из достижения ПереЖАБотка, справа фон "Оскар" из достижения Леонардо ДиЖабрио

Приглашение друзей

Также в игре есть возможность приглашать друзей. За каждого приглашенного друга можно получить монеты.

Призы 

По итогам игры, среди всех игроков достигших платинового уровня, проводится розыгрыш 1 000 000 рублей. 10-ти счастливчикам Тинькофф перечислит по 100 000 рублей. 

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Большой куш
Получение большого приза, несоизмеримого с вложенными усилиями. Море положительных эмоций.
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Большой куш
Получение большого приза, несоизмеримого с вложенными усилиями. Море положительных эмоций.
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Бренд Тинькофф

Источники: tinkoff.ru

В продолжение темы: