Оглавление “Книги кейсов”

Игровые механики в детских финансовых приложениях

Комментарий эксперта

За последние 5-10 лет банковские приложения настолько прокачались, что их дальнейшее улучшение уже не приносит ожидаемой пользы. Логичное решение, когда банковское приложение доведено до идеала - делать отдельные приложения для определенных сегментов. Например, появляются отдельные приложения для бизнеса и есть отдельные приложения для детей. Очевидно, что в случае детей стоит задача немного иначе, ребенок отличается от родителя, он не столь осознан - у него скорее всего нет финансовых целей и ему нужны далеко не все финансовые инструменты. Зачастую, всё что может ребенок по закону -  получать деньги от родителей. Также ребенок рано или поздно вырастет, скорее рано и хорошо бы, чтобы он за это время научился пользоваться банком, привык к нему и, возможно, усвоил базовые механизмы - на это и направлена геймификация в мобильных приложениях.

С помощью геймификации банк делает приложение более понятным и привлекательным для ребенка. Очевидно, что остановиться на добавлении в интерфейс картиночек и персонажей довольно глупо, поэтому давайте посмотрим, что придумал банк. Научить ребенка копить деньги и делать это именно в банке, а не где-то дома под подушкой - одна из основных задач банка. Это довольно сложная задача, так как получает деньги ребенок в основном в реальном мире, а получать деньги на счет - все-таки не такое привычное решение. Чем больше ребенок совершает трат онлайн, тем больше он получает смысла, в превращении денег в виртуальные, в деньги на банковском аккаунте. Получать деньги ребенок может двумя способами: он может их накапливать сам, собирая по родственникам и копить на большую цель или же получать деньги от родителей за выполнение определенных заданий. Выбранные финансовые приложения реализовывают оба сценария.

Когда будете читать описание, обратите внимание на несколько нюансов: 

Первое - у SBI банка копилку можно разбить. Для ребенка и для родителей, конечно, это важный момент, чтобы ребенок не относился к копилке просто как к карману, куда можно деньги класть, забирать и тд. Все-таки разбить копилку - некоторое действие, когда ребенок перестал копить. Если он будет её разбивать постоянно, он ничего не накопит. Это хороший момент, чтобы ребенок и сам подумал, хочет ли он продолжать копить и это сигнал родителям, что можно с ребенком поговорить про это - что сейчас он перестает идти к своей цели. 

Второе - ребёнок начинает видеть некоторые финансовые дела семьи, (читайте об этом в блок Совместное “дело”), что он как-будто помогает родителям копить на кэшбек - это, по сути, встраивание ребенка в банковскую систему. Он по закону не имеет право иметь собственный кэшбек, но он видит общий аккаунт, на который кэшбек начисляется в зависимости от транзакций всех членов семьи. 

Третье - сама идея заданий, как основной сценарий выплаты ребенку зарплаты за его полезную деятельность. Можно по-разному относится к самой идее о том, что родители ребенку платят зарплату, но это точно поможет ребенку быть более осознанным: помнить свои обязанности и понимать, где связь между тем, что он делает и деньгами, которые он за это получает. 

Особой геймификации в блоке заданий пока не внедряют, потому что это уже сама по себе семейная игра. Если Сбер (см. кейс СберKids: игровые механики в детском финансовом приложении - примечание от Gn!) в своем приложении использует детские элементы, в том числе персонажей, то Тинькофф и SBI не пытаются подстраиваться под детей. Это все-таки упрощенное, но вполне себе серьезное банковское приложение, за исключением, может быть, элементов дизайна карт. Хотя такой дизайн можно встретить и у родителей, ничего особенно детского в этом нет.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification.Now

Используемые механики

No items found.
No items found.

В статье рассмотрены игровые механики в детских финансовых приложениях на примере предложений от Tinkoff и SBI банков.

Тинькофф банк российский коммерческий банк, сфокусированный полностью на дистанционном обслуживании, не имеющий розничных отделений. Tinkoff Junior — бесплатная дебетовая карта для детей до 14 лет с отдельным счетом, привязанная к родительской карте, и 2 мобильных приложения: для ребенка и для родителя.

SBI Банк высокотехнологичный банк с иностранным капиталом, который предлагает онлайн-решения по управлению семейными финансами, инновационные продукты для малого и среднего бизнеса, а также решения для крупных корпоративных клиентов. Свой круг START — собственное мобильное приложение SBI банка для детей, счет которого привязан к родительской карте.

Задачи

Рассмотрим два этих приложения

Tinkoff Junior

Основной инструмент геймификации в приложении Тинькофф Джуниор - возможность родителей давать задания своему ребенку. Приложение берет на себя функцию "бухгалтерской" программы взаимодействия родителей с ребенком: родитель дает ребенку задание и устанавливает за него цену. Ребенок выполняет задание, отмечает это в своем приложении, родитель получает оповещение о выполненной работе, подтверждает выполнение задания и деньги автоматически перечисляются на счет ребенка.


Копилка

В приложении есть «Копилка», куда ребенок может складывать деньги. На них добавляется процент на остаток на каждый рубль, чтобы накопить на мечту ещё быстрее.

Обучение

Также в приложении есть яркие сториз, обучающие обращению с деньгами: например, как накопить на крупную покупку или защитить свой счёт контрольным вопросом.

Персонализированное оформление

Ребёнок может выбрать дизайн приложения и собственной карты - самостоятельно "собрать" себе "игрушку".

Дочери нравится иметь собственную карту и расплачиваться ей, она с удовольствием копит деньги в «Копилке» и выполняет задания - говорит мама семилетней Марго, которая пользуется приложением Тинькофф Джуниор

Используемые механики

No items found.
No items found.

Свой круг START. SBI Bank

В основе данного приложения аналогично - задания от родителей и возможность ребёнка самостоятельно копить на мечту.

Задания от родителей

Школьные задания и повседневные домашние дела можно превратить в увлекательную игру - рабочую сделку. Ребенок в своем приложении получает оповещение от родителей с просьбой выполнить задания и с суммой вознаграждения. Он может принять или отклонить запрос, но в случае согласия – обязан выполнить задание и поделиться с родителями. Назначенная за работу сумма «упадет» ребенку в «копилку».

этап формирования и статус заданий в приложении родителя

Персональная копилка

Копилка пополняется при выполнении заданий и из сэкономленных денег. Родитель выставляет ежедневный лимит средств (весь баланс карты ребёнок не видит), остаток от дневного лимита (не потраченные деньги) автоматически "падает" в копилку. Копилку можно "разбить", когда соберется заветная сумма – родители получат об этом соответствующее уведомление. Выглядит это как правильная копилка, где ребёнок принимает решение - он копит или уже хватит и можно использовать накопленные средства.

Копилку можно "склеить" - перевести в неё деньги и она склеится автоматически.

Совместное "дело"

В приложении все члены семьи автоматически подключаются к совместной программе лояльности, которая позволяет копить баллы всей семьей. Семья совершает покупки на 5, 30 и 50 тысяч рублей и открывает бронзовый, серебряный и золотой уровень кэшбэка соответственно. Выплата осуществляется баллами. 1 балл = 1 рублю. Количество баллов и срок их жизни не ограничен, ими можно компенсировать покупки частично или полностью.

Здесь нет персонализированного дизайна карты и приложения, ребёнок может выбрать любую фотографию из своей фотопленки и установить её в качестве оформления.

Используемые механики

No items found.
No items found.

Резюме

По геймифицированному функционалу оба приложения примерно одинаковые. В обоих основа - задания от родителей и возможность самостоятельно копить средства. В Тинькофф Джуниор ещё есть обучающие материалы для ребенка и можно сделать себе персонализированный дизайн карты и приложения - что даёт дополнительно вовлечение в процесс. В Свой круг START можно копить кэшбек с покупок всей семьей и в качестве оформления приложения можно выбрать любое фото из своей фотопленки.

Источники: surf.ru, surf.ru (sbi), sbibankllc.ru, finversia.ru

Используемые механики

No items found.
No items found.

Автор статьи: Илья Курылев