Оценка, формирующая мышление роста
“Not yet”, "Пока недостаточно" – оценка, формирующая мышление роста.
- В Чикаго есть средняя школа, где нет традиционной пятибальной оценки, единственная оценка, которую ставят – оценка “Not yet”. Чтобы окончить школу, ученики должны сдать определенное количество предметов. Если они не сдают, то получают оценку “Not yet”, "Пока недостаточно".
- Молодой Гленн Уитмен пытался отточить свой слэпшот: самый сложный бросок, который можно выполнить в хоккее. Уитмен часами отрабатывал этот маневр, но он не видел улучшения. Раздраженный явным отсутствием прогресса, Уитмен обратился за утешением к своей маме. Мама его внимательно выслушала, сказала: "Ты ЕЩЕ не можешь этого сделать", дав тем самым Уитмену повод для размышлений о том, что он обладает достаточным потенциалом, чтобы смочь, но нужно попробовать еще и отправила тренироваться снова.
Кэрол Двек, выдающийся психолог из Стэнфордского университета, известная своими новаторскими исследованиями мотивации личности, в своей презентации TED “The Power of Believing You Can Improve” объясняет силу этой оценки через типы мышления.
Фиксированное мышление и мышление роста
Кэрол выделяет два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста. В зависимости от типа, человек по-разному реагирует на сложные для него задачи и на то, как с этими задачами справляются другие. Люди с фиксирующим типом мышления имеют ограничивающие убеждения и склонны чувствовать себя ничтожеством, если получают задачу сложнее, чем они выполняли обычно (в спорте, в работе, в учебе – где угодно). Они чувствуют, что потерпели неудачу и их интеллект подвергся осуждению. Они не готовы к “негативному” фидбеку и успехам другим, они планируют, как обмануть систему к последующей оценке результатов, чтобы казаться “лучше”. Люди с типом мышления роста, наоборот, рады сложными задачами, они воспринимают их как новый вызов, видят в сложных задачах возможности для своего роста и понимают, что их способности можно развивать. В успехах других они видят истории успеха и вдохновляются ими.
Ученые измерили электрическую способность мозга каждого типа мышления, когда мозг столкнулся со сложной задачей. У фиксированного типа почти нет активности, они бегут от сложной задачи, не вовлекаясь в нее. Мышление развития видит, что способности могут развиваться, такие люди вовлечены в задачу, их мозг в “огне”, они обрабатывают задачу и учатся на этом.
“Сила пока недостаточно”: как развить мышление роста
Оценка "Пока недостаточно" позволяет помочь человеку понять, что то, что он не смог сделать сложную для него задачу сейчас – это не означает, что все кончено. Он сможет её сделать немного позже, что у него есть для этого потенциал. Кэрол считает, что для смены мышления с фиксированного на мышление роста для начала нужно поверить в то, что “я могу стать лучше, может быть, не сейчас, но когда-нибудь точно могу”, и развить в себе "чувство пока еще недостаточно".
“Мы хотим выработать самодисциплину, добиваться большего, быть лучшим родителем, коллегой, другом или братом или сестрой. Проблема, однако, в том, что мало кто из нас верит в то, что мы действительно можем стать лучше. Но удивительная реальность заключается в том, что мы можем, если действительно поверим в это”.
Также Кэрол предлагает 3 этапа перехода от фиксированного мышления к мышлению роста:
Шаг 1. Осознайте свои ограничивающие убеждения и свои негативные высказывания в свой адрес и запишите их. Постарайтесь не заниматься самобичеванием и не критиковать себя, просто присутствуйте при этом и наблюдайте.
Шаг 2. Поверьте, что вы можете измениться. Для того чтобы изменить любое убеждение, вы должны верить в три вещи:
- Вы должны верить, что убеждения можно изменить
- Вы должны верить, что можете их изменить
- Вы должны верить, что можете изменить их прямо сейчас. Не завтра, на следующей неделе, в следующем месяце или в следующем году, а сейчас.
У вас есть выбор. Вы можете либо верить, что убеждения можно менять, что вы можете их изменить и что вы можете изменить их сейчас. Либо вы можете не верить ни во что из вышеперечисленного и ничего не менять, это тоже выбор. Вы можете нежиться во власти взгляда “пока недостаточно” с возможностями для роста “я смогу” или быть охваченным тиранией настоящего “я не могу и не умею”.
Шаг 3. Отвечайте на негативные мысли позитивным самовнушением. Для каждой негативной мысли запишите контраргумент. Таким образом, каждый раз, когда вы говорите себе: "Какой в этом смысл? Я уже пробовал бегать и бросил через неделю", вы можете ответить: "Это потому, что у меня не было стратегии. Теперь она у меня есть, и я буду ее придерживаться".
“Конечно, развитие мышления роста требует времени и усилий, но со временем, с достаточной практикой, ваши контраргументы станут автоматическими, и вы будете действовать по-другому. Каждый раз, когда человек выходит из своей зоны мыслительного комфорта, чтобы узнать что-то новое и трудное, его мозг формирует новые нейроны и новые более прочные нейронные связи. Так человек может стать умнее”.
Как развить мышления роста у детей
Для развития мышления роста у детей нужно:
- Формировать мышление “пока еще недостаточно”. Такая оценка дает детям большую уверенность в своих силах, возможность построить стратегию развития и быть более настойчивыми.
- Хвалить детей мудро, не восхваляя их ум и талант. Хвалить сам процесс, в котором участвует ребенок, его усилия, стратегии, вовлеченность и настойчивость. Такой процесс формирует в детях стойкость и выносливость.
Кэрол и ученые для этого создали математическую онлайн-игру, которая вознаграждает проявления установок мышления роста. В ней ученики награждаются за усилия, стратегию и прогресс. Обычная игра вознаграждает за правильные ответы, а это за сам процесс.