При словосочетании "компьютерная игра" у всех рождается свое представление: квесты, стрелялки или Марио, прыгающий по блокам, кто помоложе - Angry birds и тд. Но суть предложения Института развития интернета не в этом. Важно в какие именно игры предлагается играть. Они бывают разные. Марио, тетрис, и прочая "классика жанра" — это совсем не то, во что сейчас "залипают" школьники.
Возьмем одну из самых популярных детских игр за последние 5 лет — Майнкрафт. Если кратко, это "кубики" мирового масштаба. Игра, которая развивает сама по себе. Здесь, как раз, очень мало стрельбы и бессмысленных прыжков по платформам на скорость и реакцию. Зато большое пространство для творчества, решения логических и логистических задач.
Например, пользователь может создавать что-то свое: от маленького пространства до огромного мира. Границы творчества не ограничены листом бумаги или пространством песочницы, двора. Игрок учится выстраивать логические цепочки: чтобы построить дом, надо добыть дерево, для этого надо сделать хороший топор, но прежде добыть железо в горах. Это заставляет, в том числе, включать голову. В Майнкрафт включены и задачи, которые одному решить трудно. Это порождает осмысленное сотрудничество с друзьями: у каждого своя роль, есть место лидерству и наставничеству.
Понятно, что игровая среда — это не реальный мир. Но он построен по законам реального. Такие игры — это серьезный вызов, особенно для маленького ребенка, которые и заставляют его, собственно, развиваться. Дети все равно играют в игры, многие увлекаются киберспортом. Мы можем это игнорировать, а можем принять изменения, встроить в школьную жизнь, привлечь наставника-педагога и сделать шаг навстречу будущему.
Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame — большинство из этих игр общепризнанные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся как турниры на уровне отдельных стран и регионов, так и крупные международные чемпионаты. Футбол и хоккей нового поколения.
В списке представлены игры различных жанров: стратегии в реальном времени (RTS), многопользовательские онлайн-арены (MOBA), коллекционные карточные игры и различные командные симуляторы — футбольные, танковые.
В списке также содержатся игры, не имеющие отношения к киберспорту — Minecraft и CodinGame.
Играя в Dota 2, не только профессионально, а с любыми противниками, неизбежно развитие умения принимать решения в ситуации стресса и ограниченного времени. При игре в Minecraft — креативность, абстрактное мышление, умение продумывать логические цепочки добычи и переработки ресурсов, создания предметов. CodinGame — эта игра не только развивает общую компьютерную грамотность, но и дает опыт реального, прикладного программирования.
Все вышеперечисленные игры соответствуют возрастной маркировки 14+, а также отечественным критериям киберспорта, чтобы сохранить психологическое здоровье детей в безопасности.
В статье речь идет про киберспортивные игры. Это новый официально признанный на государственном уровне спорт. Он не развивает тело, только, если гибкость пальцев, скорость реакции, мелкую моторику. Но это все равно спорт, сравнимый с шахматами. Помимо физических нагрузок, спортсмены учатся тренироваться, вырабатывают сосредоточенность, умение выстраивать стратегии, принимать и воплощать в жизнь решения, работать в команде.
Командные игры, такие как FIFA, Dota Hearthstone, World of Tanks успешно развивают soft skills. Умение общаться, договариваться, быть лидером, понимать, что хотят другие, понимать их эмоции и уметь выражать свои. Это помогает взрослеть, учиться жить в этом мире.
Игра — это игра, не замена реальному миру. Это просто новая реальность, которая позволяет современным детям чаще взаимодействовать друг с другом и учиться чему-то большему. Вот в чем я вижу инициативу ИРИ и поддерживаю ее. Хоть и не верю, что игры когда-нибудь станут частью школьной программы. Но сам факт разговора о возможности внедрения — это уже большой шаг.
"Важным критерием для выбора стали те навыки, которые игра помогает развивать. В первую очередь, то, что необходимо в будущей взрослой жизни подростка — стратегическое и логическое мышление, умение принимать быстрые решения, командная работа," — Сергей Петров, гендиректор ИРИ.