Достаточно необычный кейс в современном поле геймификации. Во-первых, создатели взяли в качестве игровой механики многопользовательскую игру, в которую обычно играют в компаниях. Суть игры в том, чтобы пользователь выполнял не самые простые задания, да ещё и такие, которые он никогда раньше сам не делал. Для кого-то это будет задание поздороваться на экзотическом языке, по сути, несложное задание, если загуглить это приветствие. Для тех, кто никогда не медитировал – это будет задание на медитацию, и это уже сложнее. Таким образом, Самокат предлагает своим пользователям ради участия в розыгрышах и получения промокода выходить из зоны комфорта, снимать себя на камеру или прикладывать какие-то другие доказательства и отправлять это всё в чат на проверку модераторам. Уже тот факт, что пользователям надо не развлекаться, не отдыхать и не просто формально нажимать на кнопочки, а выходить из зоны комфорта – это уже необычное для геймификации и для таких акций в целом. Во-вторых, необычное здесь и то, что, очевидно, все задания должны проверяться модераторами (или другими пользователями, но этого мы в кейсе не видим). Несмотря на то, что выглядит всё достаточно свежо и вызывает много эмоций (даже если просто читать и смотреть на этот кейс извне), я не думаю, что он обеспечил достаточно высокую вовлеченность пользователей. Именно потому, что основным условием был постоянный выход из зоны комфорта. Когда люди играют в эту игру в компаниях, понятен механизм, как и зачем участник выходит из зоны комфорта: он хочет повыпендриваться перед другими участниками или, как минимум, не ударить в грязь лицом. Здесь же всего этого нет, здесь осталась сложность базовой механики, но исчезла та награда, которую получает человек успешно в нее сыгравший. Ведь, после того, как он выйдет из зоны комфорта, он будет смотреть, как другие участники тоже делают это. Все это принесёт ему еще больше эмоций, и случится своеобразная месть, когда тот, кто смеялся над ним, тоже попадет в неловкую ситуацию и можно будет посмеяться над ним в ответ. Здесь же, все эмоциональные и межличностные механизмы заменены на призы. Для кого-то это будет достаточный мотив, но для большинства, я боюсь, что нет. С другой стороны, чем меньше участников, тем больше вероятность выиграть призы (в том числе какие-то значимые, на несколько десятков тысяч рублей) у участников, которые всё-таки сумели себя пересилить и выполнить задания. Кейс, определённо, примечательный но, пожалуй, я не буду рекомендовать кому-то делать также. Идея взять механику у популярной игры для вечеринок интересная, но в этом случае, надо учесть, чтобы все её достоинства сохранились и в формате геймификации.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Самокат — российский сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома с доставкой за 15 минут. Является дочерним предприятием Сбербанка.
«Я никогда не» — чат-бот игра в Telegram с заданиями для клиентов бренда в стиле популярной игры "Я никогда не..." . Игроку нужно запустить бота и, выполняя его задания-челленджи на самораскрытие, копить баллы. По итогам набранных баллов каждый участник может выиграть призы. Чем больше баллов, тем выше шансы получить призы.
Правила игры "Я никогда не ...": в игре участникам предстоит рассказывать о себе и узнавать информацию о других с помощью фактов. Перед началом игры определяется "штраф" – что будут делать те, у кого опыт из факта другого в жизни уже был. Затем игроки по очереди говорят фразы, которые начинаются со слов "Я никогда не ...". Например, "я никогда не делал маникюр самостоятельно". После этого остальным игрокам нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его и выполнить, какое-либо штрафное действие. Например, если штрафом было определено – съесть лимон, то игрокам, которые делали маникюр самостоятельно, нужно съесть лимон. Так каждый следующий сменяющийся по часов стрелке игрок, придумывает прикольные предложения, чтобы "подставить" участников – назвать факты, которые он не делал, а его друзья делали. Так игра становится интереснее.
Игра состоит из 10 уровней, в каждом уровне по 3 задания. Чтобы перейти на следующий уровень, игроку нужно выполнить хотя бы одно любое задание из 3х предложенных. К оставшимся заданиям предыдущего уровня всегда можно вернуться позже и пройти их тоже. Время на выполнение задания ограничено — 24 часа.
За каждое выполненное задание игрок получает баллы. Минимальная стоимость задания – 5 баллов, далее эта цифра умножается на цифру уровня. Например, на первом уровне игрок за каждое задание получает 5 баллов, а на 10м уровне — 50. Максимум можно собрать 825 баллов.
В ходе выполнения заданий игрок может 3 раза воспользоваться “чит-кодом” — возможность не выполнять задание, но все равно получить баллы. Чит-код можно применить, когда не понравилось задание или игрок не успевает выполнить его за отведенное время. Для применения чит-кода нужно сделать заказ в мобильном приложении “Самокат” и направить чат-боту подтверждение. Задание выполняемое участником засчитывается как выполненное, участнику начисляются баллы в соответствии с уровнем.
По окончанию срока акции формируются списки участников по 7 категорям призов в соотвествии с количеством набранных баллов:
Участники, которые не выиграли приз в своей категории автоматически становятся участниками розыгрыша призов меньшей категории.
Участие в акции также предоставляет возможность получения второстепенных призов: