Оглавление “Книги кейсов”

Foursquare: вовлечение пользователей в социальную геймификацию

Комментарий эксперта

Проект Foursquare можно назвать “дедушкой” геймификации. Когда он появлялся, игровые механики ещё не рассматривались, как способ увеличения эффективности проекта и управления пользователями. В то время проект-приложение с игровыми механиками можно было назвать отдельным типом проекта, где-то на стыке между играми и «полезными» приложениями. Таким и был Foursquare.

Это игра на карте города, в ней пользователи могут соперничать друг с другом за звание мэра (кто чаще бывает в том или ином заведении), зарабатывать достижения, в первую очередь статистические (чем больше я что-то делаю, чем чаще в необычных местах я оказываюсь, тем больше я получаю достижений). Со временем приложение стало очень популярным из-за того, что большая аудитория посещала большое количество мест, оставляла свои отзывы, Чекины. Так проект собрал базу с уникальной информацией и превратился из чистой развлекательной полу-игры в рекомендательный сервис. На первое место уже вышла не возможность получать бейджи за что-либо, а возможность выбирать, анализируя, читая отзывы других пользователей и вносить свою лепту через отзывы, параллельно зарабатывая бейджи. Позже, судя по всему, аудитория ещё сильнее разделилась. Появились те, кто хотели в это играть просто ради заработка и те пользователи, для которых важнее всего чекины (у них нет большого желания оставлять отзывы). Для вторых было создано приложение Swarm и все их достижения перенесены туда. Foursquare окончательно стал рекомендательным сервисом, таким же, как TripAdvisor или Google.Карты. Со временем одной игровой механики для того, чтобы давать какой-то интересный опыт и качественно удерживает пользователей уже не хватало, сами бейджиком превратились в имя нарицательное. Бейджи упоминают, как обязательный атрибут плохой и бессмысленной геймификации, который ещё называют бейджификация. Foursquare не развивался как игра, он рос, как рекомендательный сервис, которому бейджи не были необходимы.

Наш «дедушка» геймификации всё ещё жив, уже не так актуален с точки зрения игровых механик, но всё ещё популярен. Он породил за все эти годы большое количество полу-развлекательных приложений, где геймификация используется, как способ управления повелением пользователей, как источник виртуальных наград и дофамина от получения наград и выполнения заданий. Думаю, любому, кто интересуется геймификацией, стоит познакомиться с этим сервисом, увидеть откуда всё это пришло и как выглядела геймификация в чистом наивном виде.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями

Foursquare — соцсеть, которая строится на обновлении своей локации и наблюдении за чекинами (отметками) друзей. Одна из первых компаний, которая начала использовать геймификацию и получила большую популярность. Запуск социальной сети был в 2009 году.

Задачи

Foursquare 8.2 для iOS (скриншот iPhone 001)
Foursquare: вовлечение пользователей в социальную геймификацию

Используемые механики

Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями

Решение

Социальная сеть строится на обновлении пользователем своего местоположения и наблюдении за местоположением друзей – «чекинами» (сheck in). За чекины (отметки) пользователям начисляются бейджи.

If Your Foursquare Check-ins Told a Story, What Would it Be?

Бейджи даются:

Если пользователь часто посещает какое-либо место, то он становится мэром, но его может «свергнуть» другой пользователь, т.к. статус получает тот, кто чаще всего посещал выбранное место. Многие кафе в разных точках мира предлагают «мэрам» определенные комплименты в виде бесплатного кофе, закуски или скидки.

Чекин» — святое дело: «мэры» религиозных объектов Москвы по версии  Foursquare

Особенно активные люди могут заработать статус «Суперпользователя» трех уровней, каждый из которых открывает привилегии.

Отмечаясь в каком-либо месте, пользователи получают баллы. Зарегистрировавшись в ранее не посещенном месте, пользователи получают еще больше баллов. Затем можно сравнить количество своих набранных очков в таблице лидеров с друзьями.

Новое приложение Foursquare для Windows Phone

Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями

Результат

Сервис, запущенный в 2009 году, к марту 2011 года набрал аудиторию в 7 миллионов человек. Игровые элементы позволили Foursquare долго оставаться популярным (Foursquare, включив геймификацию в свое мобильное приложение, за пять лет выросли в 10 раз). Впоследствии приложение было разделено на 2 отдельных: Foursquare стал поисковиком лучших мест, где можно пообедать или выпить кофе, а в новое приложение Swarm переехали чекины и остальные старые механики.

Используемые механики

Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями

В продолжение темы: