Оглавление “Книги кейсов”

Сбер "SberCraft": браузерная игра для найма программистов в стиле Warcraft

Комментарий эксперта 

Ролевые игры, особенно массовые ролевые игры, то есть игры, где пользователи ходят по игровому миру, общаются с персонажами, выполняют их задания (квесты) – это один из самых популярных жанров среди неказуальных игроков (в тетрис, конечно, играют намного больше, но тетрис превратить в геймификацию будет сложнее и толку от такой мини-игры будет меньше). В этом кейсе мы видим пример, когда все жанровые элементы ролевой игры или приключения используются, как обёртка для набора заданий программистам. Важно было сделать так, чтобы игрок не ощущал, что его просто заставляют выполнять несколько тестовых заданий, тем более, он может и не искать сейчас новую работу. Потратить несколько часов на программирование без явного результата и результатом для такого человека делается прохождение ролевой игры исследованиями мира, и общение с персонажами между решением задачи. Скорее всего, на решение задачи он потратит в разы больше времени, чем на перемещение и ролевую часть, но это не важно, потому что в его голове всё равно сохраняется общий контекст, что он вовлечен в некую историю, хочет дойти до ее конца и ему интересно, что будет дальше. В самих заданиях было интересно то, что они тоже написаны на игровом контексте, можно сказать, что он руководит действиями своих героев и побеждает монстров, но средствами программирования. Графика – это пиксельарт, я думаю, такой стиль был выбран, чтобы не приходилось заморачиваться на детализацию лиц и объектов героев, чтобы проще было анимировать, а также в гиковском сообществе пиксельарт – это узнаваемый и любимый вид графики. Нарисовано все качественно и стильно. Задания для тех, кто любит программировать представляют скорее интересный вызов, чем скучную рутину. На похожей механике также есть несколько школ программирования для детей, где программирование нужно только для того, чтобы помогать другим персонажам, или перемещаться через разрушенный мост, или решать другие игровые задачи, и это очень хорошо работает.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Компаньон
Персонаж-компаньон, который отправляется в приключение вместе с пользователем
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Сбер — российский финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы.

Задачи 

Спортивное программирование — это одна из разновидностей интеллектуальных игр, которая стоит в одном ряду с шахматами или сборкой кубика Рубика на скорость. Цель «спортсмена» — быстро и безошибочно найти решение проблемы, обойдя конкурентов.
Сбер "SberCraft": браузерная игра для найма программистов в стиле Warcraft

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Компаньон
Персонаж-компаньон, который отправляется в приключение вместе с пользователем
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Решение

SberCraft — первая в мире браузерная игра для найма программистов, состоящая из 5 заданий, которые нужно пройти примерно за час. В игре пользователи выполняют задания – пишут код в своем браузере, а система определяет по результатам выполнения заданий положение пользователя в рейтинге. Положение в рейтинге помогает приоритизировать соискателей, а не отсеивать их. Цель игры — не дать противникам переписать сервер и разрушить баланс.

Концепция проекта

Действие происходит в постапокалиптическом мире, который разделен на две фракции:

Все начинается с того, что герой просыпается голым в поле и встречает Тимлидиуса. Это красный шар — персонаж, который сопровождает игрока. За одеждой герой вынужден идти в интернет-кафе, где накануне сидел в долг. Чтобы забрать одежду, он соревнуется с хозяином заведения в программировании. На следующих этапах герой встречает эйчара-эльфа, сисадмина и других персонажей, а заканчивается SberCraft поединком с боссом.

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Компаньон
Персонаж-компаньон, который отправляется в приключение вместе с пользователем
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Результат

Вероника Фомичева
Вероника Фомичева, Методолог команды подбора ИТ-персонала ПАО СБЕРБАНК
"Благодаря геймификации мы сделали процесс подбора интересным для кандидатов: разработчики любят онлайн-игры. В такой большой компании, как Сбербанк, одновременно открыто большое количество вакансий, и классических инструментов рекрутинга становится мало. Специалисты не хотят обновлять резюме или откликаться на вакансии, зато с удовольствием играют в SberCraft".

Отзывы игроков о SberCraft

"Очень хорошо, была лишь одна проблема: я начал изучать программирование только для прохождения этой игры. Стартанул игру, правда, на Python, а закончил на JS: )"
"Все круто. Не ожидал такого жесткого ограничения по времени (но это и круто), так как очень давно не решал подобные задачки. Игра замотивировала открыть HackerRank и порешать еще. Вот за это спасибо! Делайте такие проекты чаще".
"Забавно. И такого сорта тест, я подозреваю, неплохо проверяет сообразительность… Но ограниченное время подталкивает к не самым крутым решениям… Моё решение задачи про бочки — это, конечно, асимптотический ужас".

Используемые механики

Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Компаньон
Персонаж-компаньон, который отправляется в приключение вместе с пользователем
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Источники: vc.ru, ithrawards.ru

В продолжение темы: