Я помню Виртономику ещё больше 10 лет назад, во времена расцвета браузерных игр. Тогда она конкурировала с бойцовским клубом, Carnage и другими играми, где всё что могут пользователи – это общаться в чате и бить друг друга в голову, тело или ноги. Уже тогда Виртономика выделялась как игра, которая, как минимум, пытается моделировать реальность, где есть похожие на жизнь глубокие возможности по развитию своих предприятий и конкуренции с другими игроками. Ближе всего Виртономика похожа на пошаговые экономические стратегии “серьезной игровой индустрии”, они сейчас продаются в магазине Steam, но не пользуются большой популярностью. Браузерная игра, к тому же игра сложная, с минимумом визуализации и анимации, с ходом один раз в день – это довольно сложный жанр и не привычный для пользователей современных игр или геймификаций. Но, если объявить эту игру бизнес-симулятором и продвигать её, как способ для сотрудников компании развить свои навыки и проверить понимание законов рынка в конкуренции друг с другом и другими игроками по всему миру, то проект заиграет новыми красками. Именно это и случилось с Виртономикой. Сейчас это уже не просто игра, а бизнес-симуляция, которую можно использовать для разных задач. Она всё ещё достаточно сложна в освоении, в ней нет возможности быстро добиться прогресса (даже один ход в час – это всё-таки очень долго и сильно уменьшает динамику игры). Подробное описание читайте ниже. В целом, о Виртономике можно сказать как об уникальном проекте на рынке геймификации, потому что начиналась она, как игра для пользователей и зарабатывала с большого количества игроков во время популярности браузерных игр. Сейчас проект, очевидно, нишевый, но основные возможности и баланс был выстроен и отточен на многих игроках, чего, зачастую, не могут себе позволить современные проекты по геймификации. Проект не то чтобы легендарный, не так много человек его помнит, сколько уникальный и поэтому достоин ознакомления.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Виртономика — серия многопользовательских экономических онлайн-игр. Глобальный бизнес-симулятор. Может использоваться как для развлечения, так и для обучения основам менеджмента и предпринимательства.
Игра "Менеджер корпорации" – многопользовательская экономическая стратегия в формате онлайн-симулятора. Игроку предлагается построить свой бизнес и попытаться пройти путь от начинающего предпринимателя до президента страны. Цель игры — построить прибыльную и эффективную компанию, занять лидирующие позиции на ключевых рынках. У Виртономики свободный сценарий, игрок сам определяет свои цели. Игрок конкурирует и сотрудничает с тысячами игроков и предпринимателей со всего мира. Он принимает все необходимые решения касающиеся запуска или остановки производства, продаж, закупок, найма персонала, маркетинга, слияний и поглощений. Игра ведётся на виртуальные денежные средства, стартовую сумму которых каждый участник получает при регистрации. Эти средства используются для строительства предприятий, оплаты расходов, инвестиций. Торговый оборот идёт как с другими игроками, так и с виртуальными «предприятиями». Конечным потребителем является виртуальное «население», которое формирует изменяющийся спрос.
Виртономика – это пошаговая экономическая стратегия, где пользователь начинает с малого бизнеса и небольшого стартового капитала. Изучив рыночные возможности, игрок разрабатывает собственную стратегию построения своей бизнес-империи. Игрок может создать любой бизнес, который ему нравится, конкурировать с тысячами игроков, анализировать рынки, находить рыночные возможности, строить фабрики, магазины и исследовательские центры, изобретать новые технологии, производить товары и торговать ими. В игре доступно более 200 индустрий и 40 стран, где возможно развивать свой виртуальный бизнес.
В игре нет явного сюжета, это игра-песочница, где основная задача — построение успешного бизнеса, выживание и победа в конкурентной борьбе. Для этого можно заниматься торговлей, производством, научными исследованиями, добычей природных ресурсов, сельским хозяйством, управлять персоналом, финансами, маркетингом, логистикой и другими бизнес-процессами.
Весь игровой процесс состоит из раундов. В течение каждого раунда игрок принимает различные управленческие и финансовые решения и совершает действия необходимые для развития его бизнеса - закупает товары и оборудование, нанимает и обучает персонал, устанавливает цены на товар, запускает рекламные кампании, создает или покупает новые предприятия, и т.д. В некоторых случаях игрок видит результаты своих действий сразу же (например, закупка оборудования или найм персонала), в некоторых случаях результаты становятся видны в следующем раунде, после “пересчета” игровой ситуации.
Каждый игровой раунд заканчивается "пересчетом" игровой ситуации, во время которой игровой сервер калькулирует совершенные действия и транзакции всех игроков, рассчитывает их результаты и обновляет состояние виртуальной экономики. Пересчет игровой ситуации происходит раз в сутки, начинается всегда в одинаковое время и занимает обычно около 2-х часов. Таймер на игровом дашборде показывает время оставшееся до конца текущего раунда и начала “пересчета” игровой ситуации. После завершения пересчета сразу же начинается следующий раунд.
Также в игре есть «Тренировочный режим» с пересчётом 1 раз в час. Пользователь может поиграть в течение 3-х дней в таком режиме. Это даёт возможность быстрее ознакомиться с основными возможностями игры. Также данный экспресс-режим используют консультанты и бизнес-тренеры для проведения тренингов.
В Виртономику можно играть неограниченное количество времени, развивая свою финансовую империю. Игроки не ограничены количеством раундов. Виртуальная экономика живет неограниченное время и формируется в результате действий тысяч игроков и их виртуальных компаний. Каждый новый игрок и его компания становится частью этой глобальной виртуальной экономики.
В виртуальном экономическом пространстве игрок взаимодействует не только с игровыми алгоритмами, но и с тысячами живых игроков со всего земного шара. Кто-то из них станет поставщиком нового игрока и партнером, кто-то покупателем, кто-то конкурентом. Виртуальная экономика формируется в результате действий многих тысяч игроков. Основные принципы ведения и развития бизнеса каждого пользователя такие-же как и в реальной жизни.
В Виртономике нет какого-то конкретного последовательного или правильного сценария действий. Игроки сами определяют траекторию своей игры, стратегию развития своей компании, выбирают рыночные ниши и интересные им индустрии. Все как в реальной жизни и в настоящем бизнесе - все зависит только от вас, и возможностей которые предлагает динамично изменяющийся рынок.
Каждый игрок начинает с небольшой компании, которая ему досталась в наследство от любимого дядюшки из Швеции. У всех новых игроков стартовая структура и локация компаний одинаковая. Это своего рода “песочница” позволяющая быстрее разобраться с основными возможностями игры и поэкспериментировать на дружелюбном рынке. После освоения основ игры и совершения неизбежных начальных ошибок игрок может продолжить превращать унаследованную компанию в глобальную бизнес-империю выходя на новые рынки, или можете начать игру заново (Рестарт), снова начав с “дядюшкиного подарка” или можете начать с чистого листа на любом рынке и в любой индустрии которая ему интересна. Для этого при рестарте нужно выбрать темплейт “Стартап” или просто удалить ненужные предприятия расположенные в виртуальной Швеции.
"Это достаточно сложная в начальном освоении, но невероятно глубокая, многофакторная, увлекательная бизнес игра, в которую многие игроки продолжают играть годами. Мы стараемся соблюсти непростой баланс между реалистичностью бизнес-симуляции и "играбельностью", между глубиной и доступностью, между полезностью и увлекательностью. Приложите немного усилий для освоения основ игры, и вы не сможете от нее оторваться несколько лет!" – команда создателей игры
В игре есть основная валюта, в которой пользователь получает доход и тратит на операции с другими пользователями, – "виртуальные доллары" (игроки называют их "вирты"). Также есть:
Можно вносить реальные деньги, чтобы покупать на них ресурсы и ускорить свое развитие, а можно грамотно строить стратегию и зарабатывать в игре.
Экономический симулятор позволяет почувствовать специфику разных рынков. Карта мира помогает сориентироваться в макроэкономике разных стран, содержит много полезной стратегически важной информации: общая площадь территории, размер населения, количество город, уровень налогов и др.
На рынке предприятий можно купить предприятие в зависимости от желаемой категории, размеров, типа выпускаемой продукции и цены. Чем больше предприятий, тем больше они требуют игрового времени, это стоит учитывать при покупке предприятий.
В симуляторе доступно множество типов заводов – прежде чем задумать стройку, игроку нужно внимательно изучить специализации и ассортимент производимой заводом продукции. Типы предприятий:
и т.д.
У каждого купленного предприятия игрок может отслеживать текущую эффективность и ее динамику.
С главной страницы завода осуществляется вся настройка его деятельности: оборудование, рабочие, зарплата, обучение. У завода есть Справочная информация, прежде чем открыть производство, игроку стоит поинтересоваться специализацией завода, требуемым сырьем и объемами выпуска.
Снабжение завода – кропотливая, но необходимая работа. Чем сложнее производство продукции, тем большего внимания требует его снабжение
Все работает в игре на ресурсах (оборудование и люди). Компанию/магазин/завод можно отправлять в отпуск и платить зарплату сотрудникам в полцены.
Товары и сырье – это продукция, которую можно выпускать на своих производствах. Например, это:
Игра развивается, появляются новые возможности и новые товары для ведения бизнеса – все как в настоящей жизни.
Квалификации топ менеджера – это навыки самого игрока, основа процветания бизнеса. Навыки Топ-менеджера отражают его компетентность в управлении определенными бизнес-функциями (Производство, Продажи, Маркетинг, HR и др.), либо уровень компетенций в определенных индустриях (Ритейл, IT и др.). Чем выше навыки персонажа, тем он более эффективен.
Например, чем выше навык «Управление» у персонажа, тем большее количество бизнес-юнитов и рабочих мест он может создавать и более эффективно управлять ими. Чем выше навык «Маркетинг», тем больше возможные рекламные бюджеты и эффективнее рекламные кампании. Чем выше навык «Производство», тем более эффективен ваш менеджер в управлении производственными предприятиями. И так далее.
Навыки персонажа развиваются органически, когда игрок начинает вести соответствующую деятельность. Чем успешнее игрок действует в определенной области, тем быстрее развиваются бизнес-навыки.
Тендеры – это возможность быстрого роста квалификации топ-менеджера. Игроку нужно побеждать в ежедневных состязаниях, и тогда он сможет получить временный бонус опыта на данный вид деятельности
Игроку всегда нужно следить за своими финансовыми показателями, анализировать отчеты своей компании и принимать решения в соответсвии с цифрами из отчета. В игре отчеты детализированы по разным вариациям: доходам, расходам, прибыли, налогам, по регионам, отраслям, продукции и тд.
Достижения – сводка успехов по основным показателям. Например, таких как:
и др.
Задания помогают игроку освоится в игре, они разделены на уровни сложности. Всего уровней у заданий 4, чтобы перейти к следующему уровню, игроку нужно сначала выполнить задания предыдущего уровня. Задания первого уровня самые простые, они рассчитаны на первые игровые дни участника.
Пример заданий 1 уровня:
За выполнение заданий игрок может получить опыт в определенных сферах, деньги (500 000), случайные шахты. Выполняя задания игрок может понять основные закономерности экономических и технологических взаимосвязей в симуляторе
Произведенную продукцию пользователь продает на игровом рынке. На странице "Торговый зал магазина" показывается количество проданных и закупленных товаров, доля рынка их, себестоимость, бренд, качество, рост объема продукции, расходы, ресурсы и др. Также здесь можно установить цену продажи.
На основе данных рынков продукции необходимо выработать свою стратегию продаж. Игрок может выбрать любой интересующий его товар и посмотреть, какие игроки и в каких регионах уже торгуют этим товаром. Какие стоимость и качества этого товара.
При закупке товаров игроку видна их итоговая стоимость и то, как она складывается (себестоимость + логистика (таможня, доставка и прочее)).
Заключая контракт с производством по закупке товаров игрок может совершить разовую сделку или заключить долгосрочный контракт, в таком случае нужно выставить значения: сколько штук каждый раз закупать и выставить параметры, при которых контракт прекратиться автоматически: если цена/качество изменятся на определенный %.
Городской отчет по розничным продажам: вся информация для анализа и захвата рынка – конкуренты, цены, общая ситуация
Подробный отчет по производству: кто что производит, какого качества, в каком объеме
В игре каждый день выходят новости, они публикуются в игровой газете “Virtonomics Insider”. Обычно новости содержат важную экономическую информацию, и полезные подсказки о новых рыночных возможностях.
Рынок предприятий — важная и полезная торговая площадка, на которой игроки покупают и продают бизнес-юниты. Зачастую гораздо быстрее и дешевле купить уже готовый завод у другого игрока, чем долго и дорого строить свой. Кроме того, на рынке предприятий игрок часто может купить бизнес-юнит с уже установленной высокой технологией, которой у игрока еще нет. Также игрок может выставить на продажу и любой свой бизнес-юнит, если он ему стал не нужен.