Оглавление “Книги кейсов”

Виртономика: экономическая игра - симулятор бизнеса, в которую можно играть годами

Комментарий эксперта

Я помню Виртономику ещё больше 10 лет назад, во времена расцвета браузерных игр. Тогда она конкурировала с бойцовским клубом, Carnage и другими играми, где всё что могут пользователи – это общаться в чате и бить друг друга в голову, тело или ноги. Уже тогда Виртономика выделялась как игра, которая, как минимум, пытается моделировать реальность, где есть похожие на жизнь глубокие возможности по развитию своих предприятий и конкуренции с другими игроками. Ближе всего Виртономика похожа на пошаговые экономические стратегии “серьезной игровой индустрии”, они сейчас продаются в магазине Steam, но не пользуются большой популярностью. Браузерная игра, к тому же игра сложная, с минимумом визуализации и анимации, с ходом один раз в день – это довольно сложный жанр и не привычный для пользователей современных игр или геймификаций. Но, если объявить эту игру бизнес-симулятором и продвигать её, как способ для сотрудников компании развить свои навыки и проверить понимание законов рынка в конкуренции друг с другом и другими игроками по всему миру, то проект заиграет новыми красками. Именно это и случилось с Виртономикой. Сейчас это уже не просто игра, а бизнес-симуляция, которую можно использовать для разных задач. Она всё ещё достаточно сложна в освоении, в ней нет возможности быстро добиться прогресса (даже один ход в час – это всё-таки очень долго и сильно уменьшает динамику игры). Подробное описание читайте ниже. В целом, о Виртономике можно сказать как об уникальном проекте на рынке геймификации, потому что начиналась она, как игра для пользователей и зарабатывала с большого количества игроков во время популярности браузерных игр. Сейчас проект, очевидно, нишевый, но основные возможности и баланс был выстроен и отточен на многих игроках, чего, зачастую, не могут себе позволить современные проекты по геймификации. Проект не то чтобы легендарный, не так много человек его помнит, сколько уникальный и поэтому достоин ознакомления. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Владение
Особая роль, обозначающая ответственность за определенную часть контента или продукта
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Обмен и торговля
Возможность покупать и продавать игровые сущности, зарабатывать игровую валюту
Экспериментирование
Возможность ставить эксперименты и видеть последствия своих действий в игровом формате
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Виртономика — серия многопользовательских экономических онлайн-игр. Глобальный бизнес-симулятор. Может использоваться как для развлечения, так и для обучения основам менеджмента и предпринимательства.

Задачи

Виртономика: экономическая игра - симулятор бизнеса, в которую можно играть годами

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Владение
Особая роль, обозначающая ответственность за определенную часть контента или продукта
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Обмен и торговля
Возможность покупать и продавать игровые сущности, зарабатывать игровую валюту
Экспериментирование
Возможность ставить эксперименты и видеть последствия своих действий в игровом формате
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Решение

Игра "Менеджер корпорации" – многопользовательская экономическая стратегия в формате онлайн-симулятора. Игроку предлагается построить свой бизнес и попытаться пройти путь от начинающего предпринимателя до президента страны. Цель игры — построить прибыльную и эффективную компанию, занять лидирующие позиции на ключевых рынках. У Виртономики свободный сценарий, игрок сам определяет свои цели. Игрок конкурирует и сотрудничает с тысячами игроков и предпринимателей со всего мира. Он принимает все необходимые решения касающиеся запуска или остановки производства, продаж, закупок, найма персонала, маркетинга, слияний и поглощений. Игра ведётся на виртуальные денежные средства, стартовую сумму которых каждый участник получает при регистрации. Эти средства используются для строительства предприятий, оплаты расходов, инвестиций. Торговый оборот идёт как с другими игроками, так и с виртуальными «предприятиями». Конечным потребителем является виртуальное «население», которое формирует изменяющийся спрос.

Суть игры

Виртономика – это пошаговая экономическая стратегия, где пользователь начинает с малого бизнеса и небольшого стартового капитала. Изучив рыночные возможности, игрок разрабатывает собственную стратегию построения своей бизнес-империи. Игрок может создать любой бизнес, который ему нравится, конкурировать с тысячами игроков, анализировать рынки, находить рыночные возможности, строить фабрики, магазины и исследовательские центры, изобретать новые технологии, производить товары и торговать ими. В игре доступно более 200 индустрий и 40 стран, где возможно развивать свой виртуальный бизнес.

В игре нет явного сюжета, это игра-песочница, где основная задача — построение успешного бизнеса, выживание и победа в конкурентной борьбе. Для этого можно заниматься торговлей, производством, научными исследованиями, добычей природных ресурсов, сельским хозяйством, управлять персоналом, финансами, маркетингом, логистикой и другими бизнес-процессами.

Игровой процесс

Весь игровой процесс состоит из раундов. В течение каждого раунда игрок принимает различные управленческие и финансовые решения и совершает действия необходимые для развития его бизнеса - закупает товары и оборудование, нанимает и обучает персонал, устанавливает цены на товар, запускает рекламные кампании, создает или покупает новые предприятия, и т.д. В некоторых случаях игрок видит результаты своих действий сразу же (например, закупка оборудования или найм персонала), в некоторых случаях результаты становятся видны в следующем раунде, после “пересчета” игровой ситуации. 

Пересчет игровой ситуации

Каждый игровой раунд заканчивается "пересчетом" игровой ситуации, во время которой игровой сервер калькулирует совершенные действия и транзакции всех игроков, рассчитывает их результаты и обновляет состояние виртуальной экономики. Пересчет игровой ситуации происходит раз в сутки, начинается всегда в одинаковое время и занимает обычно около 2-х часов. Таймер на игровом дашборде показывает время оставшееся до конца текущего раунда и начала “пересчета” игровой ситуации. После завершения пересчета сразу же начинается следующий раунд.

Также в игре есть «Тренировочный режим» с пересчётом 1 раз в час. Пользователь может поиграть в течение 3-х дней в таком режиме. Это даёт возможность быстрее ознакомиться с основными возможностями игры. Также данный экспресс-режим используют консультанты и бизнес-тренеры для проведения тренингов.

Длительность игры

В Виртономику можно играть неограниченное количество времени, развивая свою финансовую империю. Игроки не ограничены количеством раундов. Виртуальная экономика живет неограниченное время и формируется в результате действий тысяч игроков и их виртуальных компаний. Каждый новый игрок и его компания становится частью этой глобальной виртуальной экономики.

Взаимодействие с другими игроками

В виртуальном экономическом пространстве игрок взаимодействует не только с игровыми алгоритмами, но и с тысячами живых игроков со всего земного шара. Кто-то из них станет поставщиком нового игрока и партнером, кто-то покупателем, кто-то конкурентом. Виртуальная экономика формируется в результате действий многих тысяч игроков. Основные принципы ведения и развития бизнеса каждого пользователя такие-же как и в реальной жизни.

Песочница

В Виртономике нет какого-то конкретного последовательного или правильного сценария действий. Игроки сами определяют траекторию своей игры, стратегию развития своей компании, выбирают рыночные ниши и интересные им индустрии. Все как в реальной жизни и в настоящем бизнесе - все зависит только от вас, и возможностей которые предлагает динамично изменяющийся рынок.

Каждый игрок начинает с небольшой компании, которая ему досталась в наследство от любимого дядюшки из Швеции. У всех новых игроков стартовая структура и локация компаний одинаковая. Это своего рода “песочница” позволяющая быстрее разобраться с основными возможностями игры и поэкспериментировать на дружелюбном рынке. После освоения основ игры и совершения неизбежных начальных ошибок игрок может продолжить превращать унаследованную компанию в глобальную бизнес-империю выходя на новые рынки, или можете начать игру заново (Рестарт), снова начав с “дядюшкиного подарка” или можете начать с чистого листа на любом рынке и в любой индустрии которая ему интересна. Для этого при рестарте нужно выбрать темплейт “Стартап” или просто удалить ненужные предприятия расположенные в виртуальной Швеции.

"Это достаточно сложная в начальном освоении, но невероятно глубокая, многофакторная, увлекательная бизнес игра, в которую многие игроки продолжают играть годами. Мы стараемся соблюсти непростой баланс между реалистичностью бизнес-симуляции и "играбельностью", между глубиной и доступностью, между полезностью и увлекательностью. Приложите немного усилий для освоения основ игры, и вы не сможете от нее оторваться несколько лет!" – команда создателей игры
Дашборд — сводка основных показателей компании игрока и обзор самых важных событий в игровом мире

Описание игровых механик

Виртуальная валюта

В игре есть основная валюта, в которой пользователь получает доход и тратит на операции с другими пользователями, – "виртуальные доллары" (игроки называют их "вирты"). Также есть:

Можно вносить реальные деньги, чтобы покупать на них ресурсы и ускорить свое развитие, а можно грамотно строить стратегию и зарабатывать в игре.

Карта виртуального мира

Экономический симулятор позволяет почувствовать специфику разных рынков. Карта мира помогает сориентироваться в макроэкономике разных стран, содержит много полезной стратегически важной информации: общая площадь территории, размер населения, количество город, уровень налогов и др.

Рынок предприятий

На рынке предприятий можно купить предприятие в зависимости от желаемой категории, размеров, типа выпускаемой продукции и цены. Чем больше предприятий, тем больше они требуют игрового времени, это стоит учитывать при покупке предприятий.

Предприятия 

В симуляторе доступно множество типов заводов – прежде чем задумать стройку, игроку нужно внимательно изучить специализации и ассортимент производимой заводом продукции. Типы предприятий:

и т.д.

У каждого купленного предприятия игрок может отслеживать текущую эффективность и ее динамику.

Заводы

С главной страницы завода осуществляется вся настройка его деятельности: оборудование, рабочие, зарплата, обучение. У завода есть Справочная информация, прежде чем открыть производство, игроку стоит поинтересоваться специализацией завода, требуемым сырьем и объемами выпуска.

Снабжение завода – кропотливая, но необходимая работа. Чем сложнее производство продукции, тем большего внимания требует его снабжение

Все работает в игре на ресурсах (оборудование и люди). Компанию/магазин/завод можно отправлять в отпуск и платить зарплату сотрудникам в полцены.

Товары и сырье 

Товары и сырье – это продукция, которую можно выпускать на своих производствах. Например, это:

Игра развивается, появляются новые возможности и новые товары для ведения бизнеса – все как в настоящей жизни. 

Квалификация топ-менеджера

Квалификации топ менеджера – это навыки самого игрока, основа процветания бизнеса. Навыки Топ-менеджера отражают его компетентность в управлении определенными бизнес-функциями (Производство, Продажи, Маркетинг, HR и др.), либо уровень компетенций в определенных индустриях (Ритейл, IT и др.). Чем выше навыки персонажа, тем он более эффективен.

Например, чем выше навык «Управление» у персонажа, тем большее количество бизнес-юнитов и рабочих мест он может создавать и более эффективно управлять ими. Чем выше навык «Маркетинг», тем больше возможные рекламные бюджеты и эффективнее рекламные кампании. Чем выше навык «Производство», тем более эффективен ваш менеджер в управлении производственными предприятиями. И так далее.

Навыки персонажа развиваются органически, когда игрок начинает вести соответствующую деятельность. Чем успешнее игрок действует в определенной области, тем быстрее развиваются бизнес-навыки.

Тендеры 

Тендеры – это возможность быстрого роста квалификации топ-менеджера. Игроку нужно побеждать в ежедневных состязаниях, и тогда он сможет получить временный бонус опыта на данный вид деятельности

Доходы и расходы

Игроку всегда нужно следить за своими финансовыми показателями, анализировать отчеты своей компании и принимать решения в соответсвии с цифрами из отчета. В игре отчеты детализированы по разным вариациям: доходам, расходам, прибыли, налогам, по регионам, отраслям, продукции и тд.

Достижения

Достижения – сводка успехов по основным показателям. Например, таких как:

и др.

Задания 

Задания помогают игроку освоится в игре, они разделены на уровни сложности. Всего уровней у заданий 4, чтобы перейти к следующему уровню, игроку нужно сначала выполнить задания предыдущего уровня. Задания первого уровня самые простые, они рассчитаны на первые игровые дни участника.

Пример заданий 1 уровня:

За выполнение заданий игрок может получить опыт в определенных сферах, деньги (500 000), случайные шахты. Выполняя задания игрок может понять основные закономерности экономических и технологических взаимосвязей в симуляторе

Торговый зал 

Произведенную продукцию пользователь продает на игровом рынке. На странице "Торговый зал магазина" показывается количество проданных и закупленных товаров, доля рынка их, себестоимость, бренд, качество, рост объема продукции, расходы, ресурсы и др. Также здесь можно установить цену продажи.

На основе данных рынков продукции необходимо выработать свою стратегию продаж. Игрок может выбрать любой интересующий его товар и посмотреть, какие игроки и в каких регионах уже торгуют этим товаром. Какие стоимость и качества этого товара.

При закупке товаров игроку видна их итоговая стоимость и то, как она складывается (себестоимость + логистика (таможня, доставка и прочее)).

Заключая контракт с производством по закупке товаров игрок может совершить разовую сделку или заключить долгосрочный контракт, в таком случае нужно выставить значения: сколько штук каждый раз закупать и выставить параметры, при которых контракт прекратиться автоматически: если цена/качество изменятся на определенный %. 

Отчеты

Анализ рынка 

Городской отчет по розничным продажам: вся информация для анализа и захвата рынка – конкуренты, цены, общая ситуация

Отчет по производству 

Подробный отчет по производству: кто что производит, какого качества, в каком объеме

Игровая газета

В игре каждый день выходят новости, они публикуются в игровой газете “Virtonomics Insider”. Обычно новости содержат важную экономическую информацию, и полезные подсказки о новых рыночных возможностях. 

Покупка и продажа предприятий 

Рынок предприятий — важная и полезная торговая площадка, на которой игроки покупают и продают бизнес-юниты. Зачастую гораздо быстрее и дешевле купить уже готовый завод у другого игрока, чем долго и дорого строить свой. Кроме того, на рынке предприятий игрок часто может купить бизнес-юнит с уже установленной высокой технологией, которой у игрока еще нет. Также игрок может выставить на продажу и любой свой бизнес-юнит, если он ему стал не нужен.

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Владение
Особая роль, обозначающая ответственность за определенную часть контента или продукта
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Обмен и торговля
Возможность покупать и продавать игровые сущности, зарабатывать игровую валюту
Экспериментирование
Возможность ставить эксперименты и видеть последствия своих действий в игровом формате
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Результат

Используемые механики

Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Владение
Особая роль, обозначающая ответственность за определенную часть контента или продукта
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Обмен и торговля
Возможность покупать и продавать игровые сущности, зарабатывать игровую валюту
Экспериментирование
Возможность ставить эксперименты и видеть последствия своих действий в игровом формате
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

В продолжение темы: