Пред нами достаточно уникальный пример геймификации, когда геймификацию создаёт не бренд, а площадка —маркетплейс в защиту интересов бренда. Здесь создатели кейса даже выпустили отдельный конструктор, чтобы продавцы могли настраивать игровые механики под себя. Об этом читайте в отдельном кейсе AliExpress: шаблонные игры для продвижения продавцов на платформе.
С помощью геймификации в AliExpress, компания, с одной стороны, вводит очень популярные в играх ежедневные награды, призывая пользователя заходить каждый день (хотя бы только затем, чтобы собрать бонусы, награды и монеты). С другой стороны, таким образом компания продвигает купоны и скидки для продавцов, что является триггером покупки (вчера этой скидки ещё не было, сегодня она благодаря действиям пользователей и благодаря их выигрышу появилась. А завтра её снова может уже не быть). Aliexpress использует здесь эффект fomo (fear of missing out) — страх потери.
Сами игры достаточно простые, самых популярных жанров. Например, фермы, как наиболее популярный кажуальный жанр, доступный и понятный максимальному число игроков. Подобные акции проводят множество брендов, но чаще всего это делается в режиме временной акции. Бренду не имеет смысла делать вечную скидку на свои товары, т.к. это не принесёт всплеска активности. Поскольку у маркетплейса очень много партнёров, AliExpress может позволить себе делать такие игры вечными, меняя только внутри системы разные приложения. Также они могут себе позволить и бесконечно раздавать собственные бонусы, которые, очевидно, тоже влияют на вероятность покупки, так как дают скидку. У Aliexpress достаточно много денег, чтобы позволить себе чуть более технологически сложные игры и через раздачу монет в игровой форме активировать у пользователя полезные, но совершенно непривычные для него функции, например, поиск товара по фото.
Едва ли этот кейс легко повторить не столь масштабным маркетплейсам, но точно стоит понимать логику и подходы Aliexpress к управлению вниманием покупателей.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
AliExpress — глобальная виртуальная торговая площадка, предоставляющая возможность покупать товары производителей из КНР, а также России, Европы, Турции и других стран. Товары на площадке продаются в розницу и мелким оптом. Платформа не работает в КНР — там её заменяет Taobao.
AliExpress добавил игровой раздел в своем приложении. Игры позволяют покупателям одновременно развлекаться и зарабатывать скидки. Получение выгоды реализовано через специальную игровую валюту — монеты (coins), которыми можно оплачивать часть товара. Если у пользователей достаточно монет на счете, то они могут купить товар по той цене, которая отображается во вкладке ограниченных товаров.
Монеты — основная валюта в приложении, её можно обменивать на купоны. В приложении есть 3 вида купонов: купоны AliExpress, купоны продавцов и спецкупоны, все они имеют разную стоимость.
Монеты можно обменивать на купоны номиналом US $2, $6, $10 или на скидку 2%, 5% или 10% и на товары из ограниченного списка, доплатив 1 цент.
Aliexpress отображает курс обмена монет с реальными деньгами, чтобы люди могли ощутить ценность выигрыша и сравнить его с реальной стоимостью товаров.
Монеты на купоны можно обменять по следующему курсу:
Система предоставляет ограниченное количество купонов каждый час, которые доступны в порядке живой очереди.
Бизнес-клиенты площадки AliExpress, например, магазины и торговые точки, могут самостоятельно установить количество монет, которые пользователи смогут обменять на их купоны. Ограничение будет действовать исключительно для покупки товаров от конкретного продавца.
В Aliexpress есть специальный раздел, где каждый продавец может выбрать шаблонную игру и продвигать через неё свои купоны. Принимая участие в этих играх, покупатели могут получить скидки, купоны или монеты на конкретные товары в конкретный магазин. Подробнее про игры для продавцов читайте в кейсе Aliexpress: шаблонные игры для продвижения отдельных магазинов продавцов.
Пользователи AliExpress могут зарабатывать монеты выполняя задания, а приумножать их —играя в игры. Получить монеты AliExpress можно тремя способами:
Одним из способов получения монет в приложении является выполнение ежедневных заданий, которые перечислены в специальном разделе приложения — Задания дня.
За выполнение каждого задания дается разное количество монет в зависимости от сложности выполнения. После успешного завершения задания AliExpress автоматически начисляет монеты на счет пользователя.
Пользователи могут зарабатывать монеты за выполнение заданий только один раз в день, и на экране будут отображаться часы, указывающие, когда будет доступно следующее вознаграждение.
Содержание действий в основном связано с освоением новых функций, например «попробуй поиск по фото» (когда пользователь нажимает «Поиск по фото», у него открывается камера, что даёт возможность сразу выполнить задание), «поменять монеты на купон» или задания, связанные с социальной задачей, например, «поделиться новой категорией» или «поставить “like” или комментарий на пост в Feed», «подписаться на пользователя в фан зону», что помогает укрепить сообщество системы, сделать пользователей более активными, а также повысить социальное взаимодействие между конечными пользователями и бизнес-клиентами. Кроме того, такими способами AliExpress получает возможность продвигать свои новые функции и категории товаров.
Еще одним способом сбора монет является раздел «Ежедневная награда». Этот раздел предлагает вознаграждение пользователям, если они заходят в приложение ежедневно. Вознаграждение увеличивается каждый день. Если хотя бы один день пользователь не зайдёт в приложение, то его ежедневный бонус снова будет начислен по минимальной ставке.
Основная цель этого действия – "приучить" пользователей возвращаться в приложение, и повысить коэффициент возврата, что очень важно не только для анализа данных, но и для инвестиций в бизнес. Больше пользователей – больше денег, что является беспроигрышной ситуацией как для бизнес-клиентов, так и для самого Aliexpress.
Относительно новый способ заработка скидки — получение баллов за выполнения заданий при переходе по отдельному банеру "К заданиям". Накопленные балы можно обменять на скидочные купоны с суммой от 100 до 1000 рублей. 1 балл равен 1 рублю.
Задания для получения баллов:
Aliexpress предлагает множество различных игр, встроенных в приложение, за участие в которых люди получают монеты. Первая игра в жанре "Ферма", очень популярного в мобильных и социальных играх. Здесь пользователи могут выращивать различные виды растений. Выращенные растения будут давать урожай: плоды, которые нужно собирать и обменивать на монеты.
В игру нужно заходить ежедневно и выполнять следующие задачи:
В этой игре для достижения результатов потребуется время. Каждое растение вырастает за определенное количество минут/часов. Чтобы ускорить рост, растение необходимо поливать водой, которая копиться бесплатно (несколько часов) и имеет ограниченный резерв, также воду можно докупить за монеты.
При заходе в игру, первое, что необходимо сделать — это выбрать растение. Первое растение для посадки — пшеница. Остальные пока недоступны. Выбираем её и на экране появится обратный таймер указывающий, когда растение вырастет.
Каждое из растений имеет свой доход и время созревания:
После того как появится пшеница у нее отобразиться еще один таймер. Он указывает на то, когда необходимо собирать урожай. Для того, чтобы ускорить время сбора необходимо поливать растения. Для того, чтобы полить растение необходимо кликнуть по иконке лейки, получить бесплатную воду и нажать «Полить растение».
После полива таймер урожая уменьшается на несколько минут.
Запас воды в игре ограничен. Для стабильного запаса воды необходимо заходить в игру каждый день или воспользоваться помощью друзей, которые через свой аккаунт могут ухаживать за растением друга.
На растении могут появиться черви. При их появлении замедляется рост растения. Поэтому при обнаружении червя пользователю сразу же необходимо нажать на кнопку «Ловите червей». Она расположена рядом с лейкой.
Важно! Не собирать урожай, если на растении находится червяк. Это уменьшает количество получаемых монет на 10%. Посещая сады своих друзей и помогая им поливать растения или защищать их от насекомых пользователи также получают монеты.
После того, как таймер достигнет нуля растение созреет. Далее необходимо кликнуть по нему для того, чтобы собрать урожай и получить монеты.
После этого необходимо заново сажать растение и повторять все манипуляции по новой.
Для участие в игре необходимо просто нажать кнопку "играть", система прокрутит "барабан" и покажет итоговый выигрыш. Поле с призами до нажатия кнопки можно прокрутить самостоятельно, что даёт ощущение влияния на ход игры, а крупные возможные выигрыши усиливают азарт и ощущение возможности сорвать большой куш. Призы включают в себя призовые купоны или монеты.
Стоимость игры - 10 монет. Количество доступных раундов за 24 часа - 10. Количество доступных раундов обновляется ежедневно в 11:00 по Москве.
В Aliexpress есть тематические временные акции, например, "Мани на кармане", которые работают по схожим механикам, но появляются только на время действия акции. И специальный раздел, где каждый продавец может создавать и продвигать свои купоны через шаблонную игру. Принимая участие в этих играх, покупатели могут получить скидки, купоны или монеты на конкретные товары в конкретный магазин. Подробнее про игры для продавцов читайте в кейсе Aliexpress: шаблонные игры для продвижения отдельных магазинов продавцов.