Оглавление “Книги кейсов”

Банк России “Тайна потерянной копилки”: онлайн-игра для детей, посвященная правильному обращению с деньгами

Комментарий эксперта 

Иногда на рынке встречаются примеры достаточно странной геймификации. Игра “Тайна потерянный копилки” хороший пример, на котором можно посмотреть, как проект совершенно не вписывающиеся в традиции геймификации. Это настоящая игра для детей, сделана на довольно хорошем техническом уровне, с прекрасной графикой, очень простая и привлекательная. Обучающие элементы, рассказ о некоторых финансовых возможностях настолько аккуратно и незаметно вписаны в игру (только в виде текста и стилизации некоторых предметов, название героев), что у меня есть большие сомнения, что дети, которые будут в эту игру играть хотя бы задумываются, о том, что собираемые «подушки» как-то связаны с практикой откладывания денег на всякий случай. Хотя бы потому, что по факту ничем таким игрок не занимается. Он просто собирает некоторые объекты, которые совершенно случайно называются также, как некоторая совсем другая скучная и непонятная практика. Из такой игры ничего невозможно понять ни про инфляцию, ни про мошенников. Но поиграть в платформер в цветастом лесу, с милыми енотами и летающей собачкой может быть вполне интересно. Взрослые в такую игру играть скорее всего не будут, уж точно ничего нового для себя ни про инфляцию, ни про подушки безопасности, ни про мошенников не узнают. На мой взгляд, такие продукты создаются в случаях, когда есть довольно большой бюджет, есть возможность привлечь опытную игровую студию (которая геймификацией раньше не занималась) и нет каких-то kpi. Когда нет человека, которому важно было бы сделать эффективный продукт, который бы задумался о том, почему это должно работать и нет времени и желания изучать другие кейсы рынка. Лично я думаю, что проект никаких заявленных целей не решает, но при этом вполне качественный, веселый и интересный для детей. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался

Банк России — Центральный банк Российской Федерации, особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня.

Разработкой проекта занималось агентство BeaversBrothers.

Задачи

Банк России ведёт образовательный проект по формированию финансовой культуры граждан, его цель — доступным языком рассказывать об экономике и управлении личным бюджетом. 

Банк России “Тайна потерянной копилки”: онлайн-игра для детей, посвященная правильному обращению с деньгами

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался

Решение

В игре «Тайна потерянной копилки» нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна. В процессе игроки узнают, как правильно обращаться с деньгами, планировать траты, копить на свои цели и избегать неоправданных потерь.

Играть в «Тайну потерянной копилки» можно с 6 лет, создатели проекта также отмечают, что подросткам и взрослым тоже будет интересно. 

Игрокам нужно помочь главным героям Ване и Полине вернуть копилку, украденную злым колдуном. На пути они сталкиваются с мошенниками, вирусами и незапланированными тратами. Пёс-помощник Ракета дает подсказки и рассказывает игрокам о финансах.

Жанр игры — платформер. Игрокам нужно пройти 3 уровня (волшебный лес, ледяная пещера и летающие острова), где они сражаются с помощникам злого колдуна и собирают монетки. 

В начале игры игрок может выбрать, за кого он хочет играть: за Полину или за Ваню.

Дети отрабатывают полезные навыки через взаимодействие с персонажами. Например, нужно избегать мошенников, которые предлагают быстрые деньги, вовремя отдавать кредит и собирать финансовую подушку. В конце каждого уровня игрок может посмотреть, сколько он собрал монет, и еще раз прочитать о финансовых понятиях, которые были использованы на этом уровне. В финал игры добавлен именной постер в виде свитка с результатами, который можно сохранить себе на память и распечатать.

Основной сюжет раскрывается в анимационных роликах. 

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался

Результат

Игра стала частью образовательного проекта Банка России. Совместно с рекламной кампанией в социальных сетях в «Тайну потерянной копилки» сыграло 23 356 человек за период с 18 марта по 6 мая 2019 года.

Страницу с игрой посетили не только пользователи из Москвы и Санкт-Петербурга, но и Тюмени, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и других городов. По статистике, посетители из небольших городов проводили больше времени на странице с игрой, чем из городов-миллионников.

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался
Финансовая культура — МКДОУ №213 г. Кирова

Источники: fincult.info, ruward.ru, dtf.ru

В продолжение темы: