Foldit — самый известный пример игры для помощи ученым и, наверное, самый старый (2010 год). В отличие от примера Canсer research UK: мобильные игры против рака, проект Foldit выглядит не очень похожим на игру, скорее, это научный инструмент. Для пользователей это больше похоже на головоломку, при том довольно сложную. Непросто понять, что изображено на экране, как с этим взаимодействовать, но опираясь на обратную связь от программы, играть в это всё же можно. Учёные сами довольно быстро увидели, что какой-то большой вовлеченности игрой у игроков нет, поэтому они добавили элементы соревнования, лидерборды и процесс пошел лучше. Конечно, это довольно типовое и эффективное решение, но также можно было бы поработать над тем, чтобы сделать задачу понятней, а внешний вид больше похожим на игру. В мире довольно много любителей головоломок, в том числе многие из них любят задачи сложные и не ждут, что им будет сразу всё понятно. Если оценивать данные решения как “хардкорную” игру для любителей сложных головоломок, то проект просто прекрасный и, как мы знаем, он своей цели достиг. Если мы хотим привлечь более широкую аудиторию в свой проект, то геймифкация не должна ограничиваться лидербордами, она должна быть более развлекательной по своей сути.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Foldit — онлайн-головоломка о фолдинге белка. Игра является частью исследовательского проекта и разработана в Вашингтонском университете. Создатели проекта — команда Rosetta@Home.
Предсказание структуры белка — очень сложная задача. Её решали с помощью рентгеновской кристаллографии, ядерного магнитного резонанса, специальных программ и распределённых вычислительных сетей. А сотрудники Центра игровой науки («Center for Game Science») и Лаборатории Бейкера при Вашингтонском университете попробовали использовать человеческие зрение и смекалку. Они создали онлайн-игру Foldit для фолдинга белков.
Фолдинг — это сворачивание последовательности аминокислот, составляющих белок, в уникальную трёхмерную структуру.
Идея «дать людям поиграться с биологией» возникла благодаря участникам добровольных вычислений. Пока распределённая сеть пыталась просчитать строение белков, компьютер запускал скринсейвер: на чёрном экране цепь аминокислот сворачивалась в причудливые комбинации. Некоторые пользователи наблюдали за работой программы и замечали, что она слепо перебирает варианты и упускает хорошие решения. Они жаловались команде проекта, что знают, как сделать лучше, но не могут управлять процессом.
Тогда учёные Вашингтонского университета разработали трёхмерную головоломку, цель которой — по определённым правилам собрать молекулу белка. Игроки могут менять положение каркаса, поворачивать разные части, рассматривать молекулу так и эдак, а компьютер выделяет неудачные фрагменты красным цветом и показывает, какие атомы не должны оказываться рядом.
За найденные решения игра начисляет очки и составляет рейтинги лучших игроков и команд.
Сет Купер, ведущий разработчик, признался, что новая игра не вызывала особенного интереса у сотрудников лаборатории, которым её показывали, но стоило добавить таблицу лидеров — и работа едва не встала.
Создатели Foldit очень гордятся «Поваренной книгой» — механизмом, который позволяет игрокам записывать последовательность действий, создавать «рецепты» (алгоритмы) и делиться ими. Однажды исследователи заметили, что рецепт под названием Blue Fuse version 1.1 чрезвычайно популярен. Один из учёных узнал этот алгоритм: он оказался очень похожим на тот, что его коллеги разрабатывали в биохимической лаборатории, но ещё не опубликовали. Так выяснилось, что игроки без специального образования могут прийти к тем же выводам, что и профессионалы.
Первую пару лет игроки «собирали» белки, строение которых уже было известно. Позже исследователи начали использовать проект для серьёзных научных задач: они попытались определить структуру мономерной ретровирусной протеазы вируса Мейзона-Пфайзера (MPMV). MPMV вызывает иммунодефицит у обезьян, а протеаза необходима вирусу для размножения. Ингибиторы протеазы активно используют в лечении ВИЧ, чтобы сдерживать развитие вируса. Учёные порядка 15 лет пытались определить строение этой молекулы, чтобы понять, как разработать более эффективные лекарства от человеческой болезни.
В 2010-м году сотрудники лаборатории Бейкера в журнале Science рассказали, как с нуля разработали энзим, ускоряющий реакцию Дильса—Адлера (она используется в синтетической органической химии при получении пластмасс, смазочных масел и даже лекарств). Но он оказался недостаточно активным, и после безуспешных попыток улучшить его дизайн, команда решила попросить помощи у игроков. Разработчики создали несколько пазлов на основе энзима DA_20_10, каждый нужно было решить за семь дней.