Проект ЖЭКА не похож ни на какую другую геймификацию. В первую очередь он показывает, что его создатели настоящие фанаты своей сферы. Это явная стилизация под социальные игры, которые были популярны в ВКонтакте и Одноклассниках лет 10 назад. В целом играется, как полноценная игра, со своим сюжетом, персонажами и историей. Мини-игры действительно наводят пользователей на правильные мысли про экономию электроэнергии, рассказывают факты, которые пользователь мог не знать. Но всё же, это очень странный и необычный проект. Почему так? Мы явно видим ни на что не похожий продукт, не вполне понятно, кому адресованный (если не считать целевую аудиторию фанатов ЖКХ). Он хочет казаться современным и молодежным, хочет просвещая развлекать, как и прочие проекты edutainment. Но всё-таки это не игра. Она одновременно и слишком детская, и слишком скучная, по сравнению с современными играми. И даже немного кринжовая.
Проект, безусловно, примечательный, едва ли я кому-то порекомендую делать нечто похожее. В силу того, что сфера ЖКХ, экономия электричества и благоустройства собственного города так или иначе касается всех, я думаю, она свою аудиторию нашла. Как-то её критиковать или жаловаться ни у кого, кроме профессионалов вроде меня, мысли не возникнет. Поэтому читаем этот необычный и примечательный кейс и удивляемся фантазии его создателей.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — некоммерческая организация в организационно-правовой форме государственной корпорации по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулированию реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению ресурсосберегающих технологий путём предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Фонд также занимается финансированием региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
«ЖЭКА» — игра, позволяющая в увлекательной форме осваивать современные технологии энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Игра повышает правовую грамотность граждан Российской Федерации в сфере жилищно-коммунальных услуг, способствует быстрому изучению основ управления многоквартирными домами и применению энергосберегающих технологий в повседневной жизни. Игру можно рассматривать и как тест на эрудицию. Всего в игре разработаны четыре уровня: «Квартира», «Дом», «Квартал», «Чистый город». Каждый уровень длится 30 минут.
Каждый этап игры включает в себя ряд мини-игр (ограничены временем), викторин (если игрок ответил неверно, то появляется окно с объяснением верного ответа) и игровую площадку, в соответствии с тематикой этапа. На каждой площадке есть свои персонажи (герои) со шкалой настроения. Настроение героев зависит от выполненных заданий: оплата счетов, покупка инструмента, починка техники, покупка им подарков и тд.
Действие игры «ЖЭКА» разворачивается в доме, где живет обычная российская семья Лазаревых. В наследство им досталась четырехкомнатная квартира. Получив первую платежку за потребленные жилищно-коммунальные услуги, семья понимает, что тратить большие суммы – непозволительная роскошь. К ним на помощь приходит домовенок Жэка, которым управляет игрок. Его главная задача – научить семью бережливости, экономии и разумному ведению хозяйства. Что для этого нужно? Во-первых, заменить старое оборудование на новое, энергосберегающее. Во-вторых, научиться рационально использовать коммунальные ресурсы и экономить на платежах. И в-третьих, освоить главные правила управления многоквартирным домом. И тогда на сэкономленные игровые деньги можно купить новую бытовую технику, современное энергоэффективное оборудование или же просто подарок близким. Ведь в игре, как и в жизни, от того, насколько комфортно и уютно находиться в доме, зависит очень многое - успех, настроение и семейное счастье.
Жэка – мифическое существо ярко-желтого цвета, почти квадратное, на тонких забавных ножках, но с огромной белозубой улыбкой и ярко-красной кепкой на голове, современная инкарнация домовенка – всезнайка, улыбчиво-позитивный. К сожалению, видят и слышат его только дети, взрослые почти утратили эту способность. Как у любого домового, у него всегда масса нужных и полезных инструментов. Он помогает решать коммунальные проблемы Лазаревым и всем жильцам многоквартирного дома, где проживают Лазаревы. Подробнее описание всех персонажей см. ниже.
На первом уровне – «Квартира», дети, а также их родители и другие родственники узнают о ключевых способах экономии электроэнергии, воды, газа в быту. Например, игра наглядно демонстрирует, как замена устаревших бытовых приборов на новые, установка счетчиков и следование простым правилам энергосбережения (не оставлять в розетке зарядное устройство для мобильного телефона, вовремя чинить сантехнику, выбирать правильное место для установки холодильника – подальше от источников тепла и др.) помогают оптимизировать семейный бюджет и сделать жилье теплым, комфортным и уютным для проживания.
Второй уровень – «Дом». Здесь игроку предстоит обучиться азам управления многоквартирным домом. Благодаря игре становится понятно: эффективно управлять жилищем, объединяющем несколько квартир, можно только сообща с соседями. Кроме того, игрок много узнает об альтернативной энергетике, которая нашла широкое применение при строительстве «умных» домов.
Третий уровень – «Квартал». В нем пользователь выходит на территорию микрорайона, где игровым полем становятся детские и спортивные площадки, придомовые парковки, зоны сбора бытовых отходов, а объектами приложения знаний и навыков по жилищно-коммунальным наукам – десятки многоквартирных домов, требующих своевременного обслуживания и капитального ремонта.
На четвертом уровне игры «Чистый город» пользователю предстоит привести город в порядок: «жилую зону», «парк», «полигон». Новая задача игрока – очищать территорию виртуального города от мусора, благоустраивать, строить мусоросортировочные комплексы, бороться с нелегальными свалками и прививать экологическую культуру его жителям. Ну, а неизменный домовенок ЖЭКА сопровождает весёлыми комментариями увлекательные головоломки, викторины и мини-квесты.
Также в каждой игре есть общая турнирная таблица. В процессе игры турнирная таблица постоянно обновляется в соответствии с набранными баллами игроков.
После каждой мини-игры пользователь видит свою мини-награду (медалька, золотая, серебряная или бронзовая) и мотивирующую фразу.
На протяжении всей игры, игрок копит достижения. Например, 20 раз решил проблему двора или купил всё энергоэффективное оборудование и др.
Персонажи – действующие лица, которые присутствуют в игре.
Глава семьи Лазаревых, его мечта – просто побыть в покое несколько минут. Смотрит журналы с маленькими яхтами, мечтая купить одну из них и уплыть в тихое спокойное место.
Домохозяйка. Интересы – светская хроника и зарплата мужа. Свободное время проводит в социальных сетях, общаясь с друзьями, сокурсниками.
«Вечный двигатель во плоти». Почти не спит. Ему интересно все и вся. Лезет туда, куда не надо, нажимает на все кнопки и дергает за рычаги, которые найдет, только для того, чтобы понять, что произойдет. Никогда не бывает в плохом настроении.
Учится в школе, очень любит папу и постоянно на нем виснет, во время игры с собакой превращается в настоящий хаос и рушит все, что плохо лежит.
Избалованный дочерью пес породы английский бульдог, который никого, кроме дочери, ни во что не ставит. Грызет тапки, жует шторы и вообще издевается, как может, но в то же время побаивается домовенка Жэку.
Местный бизнесмен. Никому непонятно, зачем он вообще посещает собрания собственников жилья. Каждые 5 минут выходит поговорить по телефону, а на собрании сидит с отсутствующим видом.
Самая яркая активистка дома. Следит за поведением соседей и любит строчить жалобы. Жители дома не очень ее любят и стараются не вступать с ней в полемику.
Выдающийся академик исторических наук. Говорит идеально правильным литературным языком, но, сам того не замечая, умудряется усыпить на собрании всех собственников жилья уже на втором предложении.
Истинная кладезь мудрости в плане астрологии, экстрасенсорики, гомеопатии и тому подобных вещей.
Очень жизнерадостный и бойкий человек. Знает миллион анекдотов и постоянно развлекает ими жильцов. Любит свою работу и выполняет ее качественно. Наслаждается жизнью и радуется каждому дню.
Крепкий кряжистый мужичок, всегда в благосклонном расположении духа. Имеет хорошо поставленный голос и поет во время работы. Так что многие жильцы с нетерпением ждут его прихода, чтобы тихонечко послушать очередной «концерт».
Бич всех ребятишек в округе. Вечно всем недоволен, ругает каждого прохожего и гоняет метлой котов. Но тем не менее всегда держит свою территорию в чистоте и порядке.
Строгий и серьезный мужчина, никогда не шутит и редко улыбается. На самом деле большой добряк. Ко всем задачам подходит ответственно и с толком, поэтому газовое оборудование не выходит из строя.
Знает всех жильцов дома по имени и фамилии. Всегда вежлив, приветлив и улыбчив. Увлекается психологией: считает, что, когда люди счастливы – они не способны на преступление.
Дети, не путайте пожарника и пожарного. Пожарник – это жук. А пожарный — это дядя Лёша. Он настоящий альтруист и всегда спешит на помощь, если случилась беда. Если где-то пожар, то поможет дядя Лёша.
Он словно Шерлок Холмс в отрасли ЖКХ – если где-то и есть авария, он быстро найдет течь и ее устранит. Большой интеллектуал, в свободное от работы время читает книги и цитирует Ницше в оригинале.
Веселый и озорной мальчишка восьми лет. Каждое лето он приезжает на каникулы в гости к бабушке и становится главным заводилой всех игр. За любовь к приключениям ребята прозвали его Томом Сойером.
Спокойная и тихая девочка, книголюб. Мечтает стать художницей, поэтому часто она выходит во двор с мольбертом на пленэр и делает зарисовки из жизни дома №52.
Настоящий мужчина - может, и гвоздь прибить, и сложную технику починить. С недавних пор управляет автомобилем, поэтому уговаривает всех соседей организовать во дворе дома парковку.
Молодая соседка Лазаревых. Мечтает однажды прославиться как великий писатель, а пока ведет блог в социальных сетях, где оттачивает слог и рассказывает о проблемах в сфере ЖКХ.
Дворовый рыжий кот, который гуляет сам по себе. Такое необычное имя придумал для него академик исторических наук Павел Анатольевич – он назвал кота в честь одной из самых маленьких стран мира.
Ещё проекты от ЖЭКА: Чемпионат по обучающей мини-игре «ЖЭКА» и обучающий интернет-сервис для создания мультипликационных роликов «ЖЭКАмульт». Игрок может рассказывать свои анимационные истории с помощью заранее подготовленных сценариев или же может пойти другим путем – придумать свой мир, наполнить его различными персонажами и вместе с ними создать комфортный и уютный город, в котором будет весело и интересно жить. Также там можно делать мультипликационные ролики вместо обычных презентаций для работы и учебы.
Жэка – мифическое существо ярко-желтого цвета, почти квадратное, на тонких забавных ножках, но с огромной белозубой улыбкой и ярко-красной кепкой на голове, современная инкарнация домовенка – всезнайка, улыбчиво-позитивный. К сожалению, видят и слышат его только дети, взрослые почти утратили эту способность. Как у любого домового, у него всегда масса нужных и полезных инструментов. Он помогает решать коммунальные проблемы Лазаревым и всем жильцам многоквартирного дома, где проживают Лазаревы. Подробнее описание всех персонажей см. ниже.
Жэка – мифическое существо ярко-желтого цвета, почти квадратное, на тонких забавных ножках, но с огромной белозубой улыбкой и ярко-красной кепкой на голове, современная инкарнация домовенка – всезнайка, улыбчиво-позитивный. К сожалению, видят и слышат его только дети, взрослые почти утратили эту способность. Как у любого домового, у него всегда масса нужных и полезных инструментов. Он помогает решать коммунальные проблемы Лазаревым и всем жильцам многоквартирного дома, где проживают Лазаревы. Подробнее описание всех персонажей см. ниже.
Жэка – мифическое существо ярко-желтого цвета, почти квадратное, на тонких забавных ножках, но с огромной белозубой улыбкой и ярко-красной кепкой на голове, современная инкарнация домовенка – всезнайка, улыбчиво-позитивный. К сожалению, видят и слышат его только дети, взрослые почти утратили эту способность. Как у любого домового, у него всегда масса нужных и полезных инструментов. Он помогает решать коммунальные проблемы Лазаревым и всем жильцам многоквартирного дома, где проживают Лазаревы. Подробнее описание всех персонажей см. ниже.