Оглавление “Книги кейсов”

SeoPult: применение геймификации в продвижении сайтов

Комментарий эксперта

Перед нами не столько геймификация услуг SeoPult, сколько спецпроект для привлечения внимания к сайту компании и к партнерам. Можно предположить, что это делалось для партнеров на заказ. У SeoPult есть достаточно большая своя аудитория и партнеры хотели бы, чтобы эта аудитория пришла и к ним, а на повышения конверсии изначально даже не рассчитывали, о чем и пишут создатели кейса.

Это очень интересный пример про коллекционирование. Пользователю нужно было ходить по страницам сайта и ссылкам SeoPult, заходить к партнерам, чтобы найти как можно больше покемонов и собрать из них коллекцию. За каждого покемона пользователь получал очки и поднимался в рейтингах. Для кого-то из участников игры были актуальны призы, но как написано в результатах, только 7 процентов продолжали набирать баллы на протяжении всей акции. В общем-то, такой цели и не должно быть, такие кейсы не рассчитаны на долгое удержание, т.к. игрок всё самое интересное уже увидел в первый день. Он уже увидел несколько покемонов и у пользователя нет задачи собрать их всех, что явно займет десятки часов, которые он совершенно может не хотеть провести за такой задачей. Если у пользователя нет внутренней мотивации посетить все страницы, то он просто посмотрел, улыбнулся, что-то набрал, куда-то вошел в рейтинг и на этом мог про игру совсем забыть. В результатах описано, что и время на сайте увеличилось, и уровень отказов сократился - это все показывает хорошие поведенческие метрики на сайте и именно по ним нужно оценивать этот кейс, а не потому, играл пользователь весь месяц до конца акции или не играл. Более того, я думаю, что эту механику можно было бы оставить фоновой и не сводить к розыгрышу. Оставить именно коллекционную часть по поиску персонажей на сайте и это бы продолжало повышать метрики и развлекать посетителей сайта, что само по себе уже хорошо. 

Стилистика кейса выбрана очень детской и явно развлекательной. Учитывая тогдашнее увлечение покемонами, наверное, это вполне хорошо, если копировать и пробовать подобный кейс запустить сегодня, то я бы подумал, стоит ли делать это настолько оторвано и настолько развлекательно. Возможно, стоит задуматься о более серьезной геймификации, которая передавала бы какие-то смыслы и рассказывала бы что-то про сео и разные способы продвижения сайта. Например, про задачи, которые можно решать с помощью SeoPult. Это могло бы дать дополнительный эффект: чем больше человек собрал сео-монстров, тем больше бы он знал о том, чем занимается компания, а не только встретился бы с милыми Гошей, Сеошей, Яшей и Знайкой.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!


Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Турнир
Глобальное соревнование по какой-либо дисциплине с выявлением победителей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

SeoPult - сервис по автоматизации продвижения вебсайтов в поисковиках.

Цели и задачи

Запуская эту игру, SeoPult ставила перед собой следующие цели:

Игровые решения

Проект «Sеомонстры» был запущен в сентябре 2016 года, на фоне повального увлечения покемонами. В игру входило 18 видов Seoмонстров: СЕОша, Гоша, тРафик, Муркетолог, Яша, Статейщик, Кликуша, Лайка, Знайка, ТЕЛЕпуз, Донор, Альфач, ЛИД, Аналитик, Авторитет, Виджи, Модератор и Писака. Эти имена придуманы на основе терминологии интернет маркетинга.

Монстров надо было найти и виртуально «поймать». За пойманных монстров игрокам начислялись очки. Чем более редкого монстра вы поймали – тем больше очков. Например, за «обычного» Seoмонстра Яша можно получить 10 баллов, а за самого редкого, ЛИДА, − уже 100 баллов.

Игра была ограничена по срокам: с 21 сентября по 28 октября 2016 года.

Для участия в игре необходимо было зарегистрироваться и начать ловить монстров на интернет-сайте компании SeoPult, а также на сайтах партнеров и на некоторых других порталах, на которых устанавливался специальный JS-код.

Для выполнения задачи по расширению распространенности бренда SeoPult и привлечения новых клиентов, была придумана возможность устанавливать код игры на других вебсайтах.

Процесс разработки

Команде разработчиков потребовалось около 6 недель для создания игры, от проектирования до тестирования и исправления ошибок. На все было потрачено около 750 000 рублей, включая 250 000 рублей на призы для участников.

Интернет-страницы, на которых была установлена игра
SeoPult: применение геймификации в продвижении сайтов

Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Турнир
Глобальное соревнование по какой-либо дисциплине с выявлением победителей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Призы и награды

Призы победителям включали различные мобильные дивайсы от компании Apple.

Помимо основных наград, участников ждали и дополнительные бонусы:

В игре велась статистика успехов игроков, где указывался аватар участника, ник, место поимки монстра, набранные баллы и количество отловленных монстров.

Результаты

Алексей Штарев, SeoPult, генеральный директор - Research&Trends
Алексей Штарев, управляющий компании SeoPult
«Эксперимент с игрой однозначно удался: мы познакомили огромное количество пользователей с нашими продуктами, дали мощный импульс продажам, получили переходы и конверсии и приобрели новых клиентов. Самое главное, что мы смогли за это время приобрести, — это бесценный опыт».

1340 новых регистраций в системе SeoPult, более 300 регистраций у брендов-партнеров, 0,5% конверсии в платных клиентов.

За один месяц, пока шел проект, игра была установлена на 482 сайтах, а ее аудитория достигла более 500 тыс. человек.  7% участников оставались в игре до ее окончания.

Среднее время посетителя на сайте увеличилось до 15 минут, а количество открытых страниц выросло в два раза, при этом уровень отказов сократился в два раза.

Слева - таблица результатов в процессе игры. Справа - итоговые распределения баллов между участниками.

Игроки устраивали соревнования за высокий рейтинг. Нашлись и такие, кто применял мошеннические схемы для накрутки результатов. Но создатели игры уверены, что мошенничество лишь свидетельствует о популярности продукта.

Наталья Скорута, руководитель PR-отдела SeoPult
Наталья Скорута, руководитель PR-отдела SeoPult
«Мы хотели привлечь внимание к продуктам холдинга и достигли этой цели. 1340 новых регистраций в системе SeoPult, больше 300 регистраций у брендов-партнеров, 0,5 % конверсии в платных клиентов – на что вообще не рассчитывали при запуске игры».

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Турнир
Глобальное соревнование по какой-либо дисциплине с выявлением победителей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Турнир
Глобальное соревнование по какой-либо дисциплине с выявлением победителей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Отзывы о курсах GeekBrains . Стоит ли тратить деньги? - Любопытные  подробности обо всем на свете!

Источники: GeekBrains , Kanapiya.ru , Roem

В продолжение темы: