Очень редкий пример проекта, который толковый со всех сторон. Это набор метафорических игр (где-то симуляторов, где-то игр с более развлекательными механиками), который сделан на высоком уровне в стиле Hyper-casual. Идеи внутри игр раскрывают механизм накопление долгов и функционирования разных финансовых инструментов. За проектом стоят Минфин, Rambler, Lenta.ru, но непонятно, кто из них идеолог, кто исполнитель и кто конкретно придумал дизайн и геймплей.
Это игры для детей и внутренних детей взрослых. Многое из контента игр взрослый человек понимает, но он мог никогда не задумываться об этом. Для детей это вообще может быть что-то новенькое и первая попытка планировать бюджет. Особенно можно выделить игру про финансовое планирование. Она является стимулятором жизни человека, в ней нужно принимать решения о том, куда тратить деньги и какую покупать еду. В итоге игра сама посчитает оставшийся бюджет.
Подобные полу-развлекательные и полу-обучающие метафорические игры применяются довольно часто. Обычно это одна игра, но в данном случае, конечно же, нельзя было обойтись одной игрой. Получилась большая программа с множеством игр в разных сферах. Если в вашей сфере тоже есть какие-то простые истины, о которых пользователь может не задумываться, то вполне возможно, что их тоже можно объяснить и визуализировать в виде простой мини-игры на несколько минут. Данный пример можете использовать как источник вдохновения.
Поиграть все еще можно здесь: https://fingram.lenta.ru/
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Повышение уровня финансовой грамотности населения, просвещение потребителей финансовых услуг.
«Интерактивные финансы» - серия онлайн-игр, посвящённых проблемам финансовой грамотности и направленных на просвещение потребителей финансовых услуг. «Lenta.ru» запустила игры по финансовой грамотности «Интерактивные финансы». Проект подготовлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» совместно с Rambler Group.
Проект в занимательной форме знакомит людей с основами финансовой грамотности. Проходя различные туры, игрок должен применить знания из области кредитования, страхования, денежных накоплений, инвестиций в ценные бумаги и т.д.
Игра оформлена в виде карты со станциями. Каждая "станция" отвечает определенной теме.
В каждую игру можно сыграть неограниченное количество раз. В конце каждой темы есть кнопки "сыграть еще раз" и ссылки на сайт с материалами по финансовой грамотности.
Прохождение раздела про планирование личного бюджета напомнит, что при ограниченном размере заработной платы неразумно тратить деньги на покупку креветок, ездить на работу на такси, а после работы непременно посещать с друзьями боулинг.
Кажется, что эта игра показывает в метафорической форме, как Минфин удерживает рубль :)) Что рубль может упасть или подняться слишком сильно. Суть игры - привести людей на просвещающие финансовые порталы.
Игра кредитование отлично иллюстрирует отношение многих людей к кредитным картам. Изначально поле игры черно-белое, персонаж приобретает кредитку для радости жизни. Не задумываясь о последствиях, ловит предметы (как это обычно нужно делать в подобной игре) и в конце появляется счет в виде долга по кредитам.
Второе поле окрашено в контрасте - ярко-красном и отображает разницу в действиях, насколько ярко, трудно и не так увлекательно нужно тащить монету вверх, чтобы погасить долги. При этом, момента с радостным человечком не было.
В конце иллюстрации подтверждаются поучительным текстом: "было трудно? В следующий раз подумайте, прежде чем тратить чужие деньги!"
В процессе инвестирования, за 20 ходов необходимо максимально нарастить свой капитал, грамотно распределяя средства между различными активами (банковскими депозитами, облигациями федерального займа, паевыми инвестиционными фондами, акциями, криптовалютой).
Страхование реализовано через всем знакомое планирование путешествий. В начале пути необходимо выбрать страховку, далее на фиксированную сумму игра предлагает приобретать билеты для всей компании, отели, города и тд. В зависимости от выбранной страховки, развивается история. Если выбрана "выезжающие за рубеж", то в случае внезапной проблемы, страховка покрывает расходы и все остаются довольны поездкой. Если же выбрана, например, "ДМС", то в пути случается авария и компания попадает на сумму штрафа, размером от всего бюджета путешествий.
Мини-игра предлагает копить деньги на определенную покупку. Сверху есть отметка "деньги", которая уменьшается при пойманных встречных объектах. Задача сохранить деньги и "купить" сначала приставку, потом, машину и тд.
Игра иллюстрирует, как заканчиваются деньги на незапланированных покупках. Если накопить на цель не удалось, игра даёт возможность попробовать ещё раз, выдаёт поддерживающую фразу и обучающий материал, который учит разумно управлять своими финансами.
Здесь описаны частые ситуации, с которыми сталкиваются люди в жизни. Игра рассказывает на что важно обратить внимание, даёт советы и рекомендации и делает акцент на внимании. После каждого совета мини-игра на время. В мини-игре, на мой взгляд, иронично предложено в ограниченное время найти среди кошек сову, или среди зайцев мышь, которых в режиме спешке распознать не так то просто. Как и в обычной жизни, часть подобных дел решаются в спешке и "подводные камни" остаются незамеченными.
Риски и финансовая безопасность соединены с медитативным геймплеем "Собери 3". Игра спокойная, понятная и достаточно простая. Мошенники обычно и застают нас в процессе дел и маскируются под привычные операции. Здесь каждая мини-игра разделена на темы "скиммер на банкомат", "смс-рассылка" и др. виды мошенничества, схемы которых описаны на карточках, появляющиеся после каждой игровой сессии.
Игра ограничена временем (1 минута). Она предлагает две интерактивные шкалы "деньги" и "настроение", которые то растут, то падают в зависимости от пойманных предметов. На игровом поле пролетают предметы: наушники, телефон, песня, телевизор, коммунальные платежи, обман и т.д.
Если совсем не ловить предметы типо наушников и телефонов, то падает настроение и игра заканчивается. Если ловить всё подряд, то можно потратиться все деньги или нарваться на обман.
Если ловить всё с учетом обеих шкал, то игра похвалит пользователя за разумное управление доходами и расходами.
Если не ловить коммунальные платежи, налоги и другие обязательные расходы, то игра также обратит на это внимание игрока и в конце, как и при другие вариантах, выдаст ссылки на дополнительный обучающий материал по финансовой грамотности.
Поиграть все еще можно здесь: https://fingram.lenta.ru/