Оглавление “Книги кейсов”

Самокат и Aviasales: промо-игра про быструю доставку

Комментарий эксперта

На этом кейсе можно изучать ошибки геймификации. Несмотря на то, что цели по привлечению пользователей, вполне, могли быть достигнуты (за счет маркетинга), игра получилась не очень интересной для игроков и не очень грамотной с точки зрения геймификации. Давайте разбирать ошибки и нюансы этого проекта.

Во-первых, замысел игры хороший — дать пользователю побыть курьерам и прочувствовать на себе, каково это. Возможно, в итоге начать больше уважать курьеров, понять, какая большая инфраструктура стоит за простым сервисом, когда я выбираю товар и мне его приносят через 15 минут. Однако, если судить о доставке только потому, что происходит в игре, то получается, что курьеры ездить не умеют, всё время роняют коробки, не знают дороги, врезаются во все подряд и начинают всё заново. Если вы часто пользуетесь доставкой, то вы точно знаете, что это не так и подобные случайности намного более редки, поэтому игра сделанная на основе “комедии” положений курьера точно никак не отражает реальность и не подаёт бренд в выгодном для него свете.

Во-вторых, проект одновременно и сложный, и простой. Простой он с точки зрения геймплея, всё что надо — это ехать между точками: в одном месте взять, в другое место отвезти, потом снова ехать собирать заказ. Так работают курьеры и это мы все знаем. Сложный он с точки зрения создания и с точки зрения геймплея. Трёхмерные игры, ещё и с мини-картой, с необходимостью навигации по какому-то большому пространству довольно однообразных кварталов и улиц — это не очень просто для игрока. Таким образом, аудитория сужается, едва ли эта игра захватит любителей трехмерных игр и открытого мира или, например, гонок. Также она покажется слишком непонятной, непривычной и неподходящей для тех, кто любит классические таймкиллеры и головоломки. Успешные кейсы в этих жанрах смотрите здесь: СберСпасибо: мини-игры таймкиллеры для бонусной программы

В-третьих, даже если игра выглядит сложной, если у игрока получается побеждать, то он признаёт эту игру для себя подходящей. Но с этим здесь тоже есть сложности: это одновременно и недостаток, и преимущество. Какой-то части аудитории сделать даже одну успешную доставку не так легко, что будет их раздражать и они тут же её бросят, сочтя плохой и неудачно сделанной игрой. Как я написал выше, в том, что игрока всё время постигают неудачи также нет и практического смысла с точки зрения геймификации и пиара. Но есть отдельные аудитории игроков, которые любят сложные игры. Вспомнить, например, тот же Flappy Bird. В первую очередь это молодая аудитория, они входят в азарт пытаясь хоть чего-то добиться, продержатся в игре несколько минут или секунд. Вполне вероятно, что если игровой баланс был бы настроен на более простую и комфортную игру, то она быстро показалась бы скучной. Показаться сложной намного выгодней, чем показаться скучной, поэтому я не могу это считать однозначным недостатком. С другой стороны, есть жанры и геймплей, которые так сильно игроков не популяризируют. 

Если вспомнить, что, по сути, это всё-таки конкурс с раздачей призов и промокодов, с рейтингом на основе которого первым двадцати игрокам раздаются промокоды, то становится понятно, зачем так сильно зажимать сложность. Это делается для того, чтобы лидерам этого рейтинга, самым профессиональным увлечённым игрокам не приходилось играть часами. Как видно по рейтингу, игрок на первом месте доставил около 45 посылок, что не так долго, а игрок на семнадцатом месте доставил уже не больше 20. Это довольно хороший способ выделить и наградить лучших. Если мы готовы пожертвовать вовлеченностью тысячи других игроков, которые не увидели никакой возможности попасть в топ и бороться за приз, потому что не смогли набрать даже 500 долларов. Думаю, этот кейс останется в истории, как пример достаточно странной геймификации, качественно сделанной, в чём-то даже смелой, но очень нишевой и рассчитанной совсем не на ту аудиторию, которую они хотели бы привлечь.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Самокат — российский сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома, а также одноимённая компания, владеющая сервисом, и является дочерним предприятием Сбербанка. Это онлайн‑магазин с доставкой за 15 минут, в котором приносят продукты, товары для дома, косметику и всё нужное для комфортного быта. В каждом районе есть свой даркстор, поэтому так быстро. Работают в 49 городах.

Aviasales — метапоисковик авиабилетов, существующий с 2007 года. Aviasales помогает найти и купить самые дешёвые авиабилеты. Поиск билетов на самолёт по 728 авиакомпаниям, ведущим авиакассам и лучшие цены на авиабилеты. Ежемесячная аудитория сервиса оценивается примерно в 15 миллионов человек.

Задачи 

Самокат и Aviasales: промо-игра про быструю доставку

Используемые механики

Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Решение 

«Получай заказы на складе, доставляй их вовремя» — игра, в которой игрок управляет доставщиком Самоката. Время доставки, как и в реальной жизни ограничено, важно успеть. На одну доставку даётся 2 минуты. 

Игроку нужно доставить как минимум одну коробку, чтобы получить награду и не провалить игру. Чем больше коробок игрок доставит, тем больше очков(денег) он получит. 

Изначально у игрока нет коробок для доставок, ему нужно проехать немного прямо, чтобы забрать заказ. После чего к нему прицепится груз из нескольких коробок. Расположение заказов и мест доставки отмечено на карте справа брендированным значком Самоката. Там же видно на карте и движение курьера — по этой карте игрок понимает куда ему ехать. 

По пути доставщику мешают машины, деревья, система управления транспортом — всё, что угодно. При авариях и резких движениях коробки по пути теряются. Когда все коробки потеряны, игра завершается.

Если игрок успевает доехать за товаром и на его выдачу — к указанной точке на карте (места выдачи и получения заказа появляются рандомно), то он получает деньги и достижение (отмечены слева, как медали, соответствуют количеству доставленных заказов). Чем больше у игрока денег, тем выше его позиция в рейтинге, тем больше у него шансов на выигрыш дорогостоящих купонов.

С каждым новым рейсом доставки время на доставку возобновляется, у игрока снова появляется 2 минуты.

Призы 

Промокоды на 500 (много), 1000 (40 штук) и 3000 (20 штук).

Для получения приза нужно авторизоваться в игре, чтобы занимать позиции в рейтинге. 

Рейтинг 

На сайте игры есть рейтинг, в котором показаны самые активные игроки, которые получат промокоды на 3000. (Если они все также продержатся в своих позициях рейтинга до конца акции).

Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Используемые механики

Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения

Источники: dostavka.aviasales.ru

В продолжение темы: