Программа поддержки стримеров представляет из себя довольно жёсткую программу лояльности, где без какой-либо игровой обертки стримерам выкатываются требования, критерии, которых от них ждёт площадка. За достижение этих критериев (с некоторыми ограничениями по количеству) платформа выплачивает дополнительные деньги. На мой взгляд, очень хорошо, что платформа в явном виде сформулировала требуемое поведение: сколько именно нужно стримить, сколько должно быть просмотров, донатов и лайков (сердец) – это ценная информация. Конечно, нельзя отрицать и ценность вознаграждений, превышающих заработок, которые стример получает при переходе на следующий уровень. Упаковка, на мой взгляд, слишком прямая и циничная. Я сам слышал, как стример мотивирует своих зрителей ставить ему больше лайков не тем, что он делает для них интересный контент, а потому, что ему надо заработать на следующий уровень. Подобная концепция “работы за деньги” не столь популярна в геймификации, поэтому в редком кейсе можно встретить “материальную мотивацию” в игровых механиках. С другой стороны, стримеры и так много играют и стилизовать под игру их собственную программу лояльности может оказаться излишним, и это не вызовет нужного эффекта. Прямой разговор про деньги может выгодно контрастировать в сознании стримера, с теми играми, в которые он обычно играет и то, какие смыслы в свое дело вкладывает.
Итак, перед нами всё же геймификация, основанная на уровнях с чётками критериями, достижениями и даже некоторой конкуренцией (у каждого уровня есть определенное количество слотов в месяц, которые могут занять стримеры, судя по всему, это сделано для того, чтобы можно было заранее просчитать бюджет на награды). С другой стороны, это геймификация меньше всего похожа на другие примеры геймификации. Это “материальная стимуляция”, все же, решающая основную задачу: сделать карьеру стримера более предсказуемой, чтобы в каждой момент молодой стример имел близкую достижимую цель, к которой нужно стремиться.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
VK — крупнейшая социальная сеть в России и странах СНГ.
VK Play — это российская игровая площадка, которая сочетает в себе магазин игр, стриминг, облачный гейминг и ряд других функций.
VK Play Live — стриминговая платформа, на которой доступны просмотр и проведение стримов в высоком качестве 4к, прямых трансляций, общение в чате, возможность создавать платные подписки на канал стримера и др. VK Play Live является частью общей игровой площадки VK Play, которая включает в себя игровой каталог, облачный гейминг, киберспорт, игровое медиа и стриминг. Программа нацелена на малых и средних стримеров со средним онлайном на VK Play Live до 300 зрителей.
Программа поддержки стримеров (ППС) на VK Play Live помогает стримерам освоиться на платформе и предлагает им выплаты денежных средств по итогам специальных акционных сезонов. Каждый сезон имеет уровни, а каждый уровень содержит в себе некоторые KPI, которые нужно достичь выполняя задания (подробнее об уровнях и KPI см. ниже).
VK Play Live создана в поддержку малых и средних стримеров (у кого в среднем на один аккаунт до 300 зрителей). На стриминговой платформе VK Play Live проводятся трансляциями в прямом эфире, а также хранятся сохраненные записи уже прошедших эфиров. Платформа имеет категории для поиска контента: категории трансляций (топовые трансляции, топовые категории трансляций, трансляции тех, кто сейчас стримит в эфире) и поиск по стримерам (по названиям аккаунтов). У каждого аккаунта есть свой профиль с контентом, аватаром, описанием и фото профиля. У каждого пользователя есть возможность подписаться на аккаунт, она же “поддержать на Boosty”– это платная подписка на стримера, создана для его поддержки. А также возможность отслеживать контент пользователя (аналог подписки на YouTube).
У каждого стрима есть чат для общения со смайликами (стандартными и уникальными, уникальные стикеры стример может создавать сам, если дошел до определенного уровня, про уровни см. ниже).
Участники, претендующие на денежные выплаты, проходят проверку на накрутку и нарушение правил платформы. В случае обнаружения нарушений или накрутки стример может быть понижен в уровне или заблокирован в ППС.
Карьера стримеров ППС определяется уровнем. Всего уровней 5: базовый и 1ый - 4ый уровни. У всех уровней, кроме базового, существует лимит участников. Если метрики достигнуты, а на следующем уровне нет мест, стример попадает в лист ожидания. Переходя на новый уровень стример освобождает место на старом уровне, на его место встаёт стример из листа ожидания. Назначенный уровень не может быть изменён в сторону уменьшения. Допустимо перескакивание через несколько уровней.
Для того, чтобы повысить свой уровень стример должен выполнить определенные требования и добиться от своей аудитории определенного поведения (метрики у каждого уровня одинаковые, но значения разные: выше уровень - выше значение метрик для его получения):
Программа мотивации разделена на сезоны, каждые 30 дней прогресс обнуляется и участникам нужно заново набирать параметры. Даты проведения сезона фиксированы для всех, но начать участвовать можно в любой момент. Дата старта нового сезона может быть плавающей. Правила ППС и необходимые метрики могут меняться в разных сезонах. Смена метрик и/или правил во время сезона невозможна.
По достижению уровней стример получает соответсвующие награды. На базовом уровне денежный приз не подразумевается. Все последующие уровни имеют денежные призы. Выше уровень - больше награда, то есть, каждый стример может получить все награды (6, 12, 27, 45 тыс. руб.), если за месяц сумеет достичь критериев каждого из уровней.
Помимо денежной выплаты, награждение предполагает открытие нескольких слотов для загрузки кастомных смайликов. Размер выплаты для стримера определяется достигнутым уровнем на момент окончания сезона.
Смайлы – уникальные символы, которые может загрузить стример лично, а те, кто смотрят его стрим, могут ими пользоваться.
Кроме смайлов, стримеру доступна кастомизация роли платных подписчиков. Стример может загрузить иконку платного подписчика, исходя из времени подписки. Значки появляются в профиле в зависимости от прошедшего времени с момента регистрации, как достижения. Значок отображается рядом с аватаром в чате канала. Они доступны для следующих временных отрезков:
Вместе со значком стример может задать имя подписчика на каждый временной отрезок. Например:
Ниже приводим список советов, которые опубликовала администрация VK Play Live, по ним можно определить, какие цели перед собой ставят авторы проекта.
"Мы бы не хотели, чтобы введение Программы Поддержки Стримеров принесло чувство соперничества и склоки. ППС разрабатывался таким образом, чтобы стримерам было не только приятно, но и полезно общаться и заводить новых друзей. Поэтому хотим дать вам несколько советов. Воспользоваться ими или нет - личное право каждого участника" – команда разработки программы.
“Один из лучших способов занять заветное место на уровне - это коллаборации и совместные стримы <…> Помогайте друг другу в выполнении заданий ППС, чтобы достигнуть максимального уровня. Сотрудничество - ключ к высоким уровням! И не только в нашей программе”.
"Мы против эксклюзивности. Мы верим в то, что стример может и должен развиваться на всех возможных платформах. Ведь никогда не знаешь, где встретишь именно своего зрителя. Во время участия в ППС вы можете рестримить на другие платформы. Однако тесты показали, что наиболее эффективный способ выполнения метрик такой:
Уникальный контент может быть разный. Он может отличаться от вашего основного контента или быть его продолжением. Тут каждый решает для себя.
Отдельно хочется отметить просмотры фильмов и сериалов. Мы настоятельно НЕ рекомендуем такой контент. Поскольку в случае обращений правообладателей мы будем вынуждены отстранить от участия в сезоне ваш канал. Решать вам, но, на наш взгляд, риск потерять все достижения в сезоне в один момент слишком велик. Мы уверены, что вы можете придумать нечто уникальное"
"Мы видим накрученных «мертвых» зрителей. Также мы понимаем контекст накрутки. Сделана ли она для того, чтобы повысить уровень канала конкретного стримера, или же цель накрутки - «устранение» стримера. Если вам поступят предложения о накрутке, мы просим и настоятельно рекомендуем отказаться от них. Давайте будем честными по отношению друг к другу и к себе".
"Ни одни деньги мира (или слоты для смайлов🙂) не стоят того, чтобы стримить через силу. Помните! Стримы - это весело. Это отдых и приятное времяпрепровождение. Это общение и удовольствие. Мы специально добавили метрику Дни Трансляции. Она нужна для того, чтобы вы не забывали делать перерывы. Могли уделить время себе и своим близким. Не забывайте об этом!"
"Согласно итогам Сезона I зрители намного охотнее заходят и остаются на каналах, с красивым оформлением описания. Причем разница метрик между каналами без оформления и с ним может доходить до 20%".