Перед нами одна из самых интересных идей геймификации для массовых научных исследований. При анализе полученных снимков и данных часто возникает задача — перелопатить большое количество данных, чтобы найти закономерности или сопоставить гипотезы с реальными данными. У любого человека это бы заняло большое количество времени, поэтому возникла идея привлекать к задаче массовую аудиторию под видом игры. Пользователям кажется, что они играют в игру, а на самом деле они косвенно решают рутинные задачи по анализу визуальной информации или по подбору правильной комбинации. Полученные данные уходят ученым. Часто такие игры выглядят скучно, как просто попытка переложить скучную и рутинную деятельность на добровольцев. В данном случаем мы видим очень интересные примеры, где помимо анализа есть и сама игра, которая и выглядит как игра, и играется как игра. Если посмотреть подробней, то в каждом из приведенных примеров есть фраза, которая полезна ученым (в основном она связана с анализом, прокладыванием маршрута, ответом на вопросы по фотографии) и фаза игры, которая, зачастую, не очень полезна ученым, зато интересна самим игрокам. Для ученых мы прокладываем маршрут, для себя мы увлекательно едем по этому маршруту и расстреливаем препятствия. Такой подход применяется не так часто, потому что сложность создания такой игры растёт: она должна быть похожа на привычный жанр, интересно играться и так далее. В данном случае у Cancer Research всё это явно получилось.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Cancer Research UK — это благотворительная организация по исследованию рака и повышению осведомленности в Соединенном Королевстве и на острове Мэн, созданная 4 февраля 2002 года в результате слияния Кампании по изучению рака и Имперского фонда исследований рака.
Для решения этой проблемы Британский Центр исследований рака выпустил несколько игр для смартфонов. Две из них — Play To Cure: Genes In Space и Reverse The Odds.
Первая в мире мобильная игра, коллективные усилия игроков которой помогают анализировать реальные генетические данные и бороться с раком. С виду это обычная леталка-стрелялка: путешествуем в космосе, собираем ценный Элемент Альфа и уворачиваемся от астероидов. Но на самом деле каждый игрок помогает приблизить победу над болезнью.
Игровой процесс состоит из двух этапов:
В это время игра анализирует три типа данных: путь, проложенный человеком на карте, «реальный» маршрут полёта и график движения через самые плотные участки, нарисованные компьютером.
Каждый фрагмент информации с ДНК-микрочипов попадает к множеству игроков, и многоступенчатый процесс анализа неоднократно повторяется — такая проверка позволяет избегать ошибок.
Мобильная игра, которая помогает исследователям анализировать образцы опухолей. Игроки, анализируя данные в игре Reverse The Odds помогают исследователям в диагностике лечения различных форм рака, включая рак головы и шеи, легких и мочевого пузыря.
Цель игры — помочь маленьким смешным существам оддам («odds») вернуть свою страну к жизни, решая головоломки. Перед прохождением каждого уровня (всего их 175) игрок должен просмотреть картинку в «Лаборатории» и ответить на несколько вопросов об изображённых на ней белках (этот этап приложение не позволяет пропустить).
Если результат игрока совпал с результатами других людей, он получает волшебные пилюли, которые можно использовать в игре. После этого можно играть в мини-игры и квадрат за квадратом преображать опустошённый мир оддов.
Картинки, которые игра подсовывает вам при каждом удобном случае, — изображения, полученные при иммуногистохимии. Учёные Центра исследований рака ищут в образцах опухолей пациентов биомаркеры, которые помогут понять, что эффективнее поможет больному: операция или лучевая терапия. Это облегчит выбор способа лечения людям, страдающим от рака мочевого пузыря, и снизит смертность.
За месяц игроки помогли лаборатории Cancer Research UK сделать работу, которая заняла бы у ученых полгода.