Использование “кармы” в сообществе - практика довольно старая и успешная. Стоит вспомнить Лепрозорий и ХабраХабр, где уже много лет тоже есть “карма”. Она очень хорошо работает: позволяет пользователям по четким и ясным правилам модерировать сообщества (кто может писать/ кто нет, кто хороший автор/кто плохой).“Карма” часто используется для того, чтобы был единый интегральный показатель, объединяющий в себе всю активность пользователя, по которому можно отделить лидеров сообщества от новичка. Механика “кармы” многим активным контрибьюторам хорошо знакома и понятна, автор понимает, зачем она нужна, что означает и что с ней делать.
В данном примере “карма” используется нестандартно, в упрощённом варианте. Здесь “карма” - это количество созданного контента внутри сообщества, количество опубликованных идей. Для молодых сообществ это тоже неплохой критерий. У Хабра была задача отсеять хороших авторов и плохих авторов, разместить контент хороших авторов выше в ленте, чтобы их легче было найти и чтобы их сразу было видно. Если автор “портился”, начинал писать неинтересно, ради хайпа, чтобы его увидели, то его легко можно было заминусовать - понизить карму. Заминусованный автор сравнивался с новичками или совсем терял возможность писать. В данном случае такого не возможно, здесь единственное, что от пользователей хотят - чтобы они больше писали, поэтому система кармы максимально простая. Она просто поощряет писать больше, невзирая на качество. На данном этапе развития сообщества это вполне можно использовать. Очень приятно и интересно, что несмотря на то, что это чат-бот и явно молодой функционал, нет больших ресурсов для развития собственного сервиса, создатели всё же сделали отображение кармы - специальный значок, который её отражает. В плане технической реализации, можно сказать, что это очень простой и хороший пример.
Также авторы не обошлись без материальных наград. С ними, конечно, сложнее для живого комьюнити, где основной смысл находится - это все-таки не награды, очевидно, а личный вклад, писать свой контент и желание читать других пользователей. Материальные награды слегка добавляют мотивации и слегка вознаграждают, в данном примере не видно, чтобы они притягивали на себя внимание очень сильно. В целом, конечно, с материальными наградами стоит быть поосторожней.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
GetContent - сообщество, где пользователи делятся инсайтами из книг, подкастов, видео и статей.
Создать сообщество и сохранить его местом, где помогают и поддерживают друг-друга, где не страшно делиться идеями. Концепция проекта: идея - это не просто текст, своевременная идея может поменять кому-то жизнь.
По мнению авторов, у комьюнити есть две основные проблемы:
"Я подумал, что вместо классического формата “пиши о чем хочешь на заданную тему”, можно создать четкую структуру ввода контента. Это должно увеличить engagement, так как участникам комьюнити сразу понятно, что от них ждут. Примерно как работает Quora: есть вопросы, есть ответы. При этом четкая структура ввода позволит сохранять информацию в knowledge graph и сделать из контента онтологию, которой можно будет пользоваться".
Участники делятся идеями из non-fiction контента и получают за это карму. Делятся они с помощью Телеграм бота, который задает структуру ввода:
Новый участник с первого взгляда понимает, что происходит и что от него требуется.
Все идеи постятся в Телеграм канал, где их можно сразу обсудить и автоматически сохраняют в knowledge graph, который поддерживает заданную онтологию, т.е. он знает, где автор, где источник, где идея, а где контрибьютор и сколько у него кармы.
В результате сохранённый контент можно легко находить. Например, можно найти все идеи на тему медитация из определенного списка интересующих книг только от контрибьюторов, у которых больше X кармы. Или можно сделать свой кастомизированный feed и не читать все остальное.
Сейчас я общаюсь с создателями нескольких комьюнити, которые захотели придумать свою онтологию и вместе с участниками комьюнити построить knowledge graph: советов, рекомендаций, источников, личного опыта и т.д. Главный подход: легкий и понятный input через бота -> полезный output в knowledge graph с информацией, которой будут пользоваться. Такой подход оживляет комьюнити - все начинают работать над общей целью. По сути создатель комьюнити говорит “Мы строим дом, от вас нужны доски и кирпичи таких-то размеров. Когда их будет достаточно, дом будет выглядеть вот так и в нем можно будет жить”.
Понравившуюся идею автора, можно поддержать стикерами в телеграмм канале GetContent:
В GetContent показателем участия считается Карма, которая рассчитывается таким образом: 1 опубликованная идея = 1 карма.
Есть три группы участников:
Первые три участника золотого уровня получат один из призов на выбор:
Первые 10 участников серебряного уровня получат один из 2 призов на выбор:
Все участники бронзового уровня будут приглашаться на ежемесячную встречу комьюнити в Zoom.
В постах рядом с именем контрибьютора есть значок ❁ и число, по этому числу создатели проекта выделяют самых активных контрибьюторов.
Также в сообществе используются конкурсы на лучший контент: необходимо было опубликовать идею в комьюнити, затем через определенный период времени голосованием определяли победителя. Приз на выбор - карта OZON на 3,000 руб, годовая подписка HeadSpace, годовая подписка SmartReading.
Итог по 4 месяцам работы сообщества GetConten:
“У нас появились модераторы, сообщество самоорганизуется и живет своей жизнью. Я себя чувствую скорее одним их участников, чем создателем. Так же как все читаю и делюсь идеями из книг, подкастов, видео и статей”.