Оглавление “Книги кейсов”

McGill University: геймификация науки в исследованиях ДНК

Комментарий эксперта

Перед нами проект, где сложные для компьютеров и рутинные для ученых задачи упакованы в игру. Жанр игры — головоломки, где надо визуально увидеть паттерн и сопоставить несколько цепочек ДНК. В проектах, где игра нужна, чтобы помочь учёным важно, чтобы было понятно и интересно будущим игрокам. В данном случае игра похожа на "Color lines", где нужно выстраивать последовательности из цветных блоков, при этом, на самом деле расшифровывая и сопоставляя ДНК человека и разных животных.

Жанр головоломки был выбран очень удачно и не случайно, потому что именно любители головоломок легко и с удовольствием разбираются в новых правилах, им нормально, если они сразу не видят решения или не понимают, как это должно выглядеть и как это работает. Если игра сложная и непонятная, то для любителей головоломок это даже лучше. Если в целом разобраться удаётся, то они испытывают от этого большое удовольствие. При этом создатели проекта сумели завернуть эту игру в довольно красивую упаковку, с рисованной графикой, с яркими цветами, персонажи и, конечно, с набором очков. Даже превратили игру в соревнования против компьютера — кто больше очков наберёт.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой

Макгиллский университет или Университет Макгилла (англ.McGill University, фр.Université McGill) — государственный исследовательский университет, расположенный в городе Монреаль, провинция Квебек.

Задачи

McGill University: геймификация науки в исследованиях ДНК

Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой

Решение

Phylo — игра о выравнивании последовательностей ДНК, разработанная канадским университетом Макгилла. Это проект, в котором учёные пытаются использовать естественные способности мозга игроков к распознаванию образов и решению головоломок (компьютеры справляются с этим пока очень плохо).

Игра похожа на тетрис: под музыку нужно передвигать по игровому полю цветные квадратики так, чтобы нижние ряды как можно точнее повторяли верхние. При этом существуют приоритетные ряды, которыми нужно заняться в первую очередь. Изменить порядок квадратов невозможно, поэтому всегда остаются пробелы и несовпадения. Но выстраивать идеальную последовательность не обязательно, главное набрать больше очков, чем компьютер.

так выглядела игра в первых версия разработки

Есть отдельные миссии, проходя которые, пользователи будут помогать ученым в исследовании различных болезней: поражение пищеварительной системы, заболевания сердца, мозга, рак и т.д. Собранная информация обновит существующую базу данных, откуда были взяты исходные сведения, и послужит базой для новых открытий и последующих исследований.

так выглядит оформление игры сегодня

Цветные плиточки обозначают нуклеотиды — аденин, гуанин, тимин и цитозин, их цепочки — фрагменты генов, а то, чем занимаются игроки, называется «множественным выравниванием последовательностей». Эту задачу решают с помощью специальных программ, но компьютеры не всегда могут найти лучшее решение, поскольку полагаются на статистику, а способность машин распознавать образы пока сильно уступает человеческой. Создатели игры не пытаются полностью заменить компьютерные алгоритмы усилиями игроков, они хотят найти наилучшее сочетание этих методов. В паззлы превращают только те регионы генов, которые не смогли удачно обработать программы, а лучшие решения игроков «подставляют» в оригинальный ген.

Фрагмент интерфейса сайта Phylo

При входе в игру Phylo предлагает игроку выбрать случайную последовательность, или ген, связанный с конкретной наследственной болезнью.

Выстраивая цепочки нуклеотидов друг под другом, учёные сравнивают гены разных организмов и ищут похожие участки. Это позволяет обнаружить эволюционные связи и выявить важные мутации. Но самое главное — благодаря выравниванию последовательностей биологи могут определить происхождение генетически обусловленных заболеваний.


Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой

Результат


Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Новости науки, техники и технологий. 22 век

Источник: 22century.ru, te-st.ru


В продолжение темы: