Оглавление “Книги кейсов”

ZakaZaka: геймификация в ресторанном бизнесе

Комментарий эксперта

Перед нами классическая балльная программа лояльности: пользователю отдаётся кэшбек в виде баллов, которые можно потратить только внутри этого же приложения. Здесь стимулируется определенное поведение - полноценная регистрация с подтверждением email. Контактные данные нужны для того, чтобы иметь возможность возвращать пользователя (слать ему письма с предложениями, акциями и промокодами). Наладить хороший канал коммуникации с пользователем, даже если он не включил уведомления - это важная задача. 

Дальше, как мы видим, система лояльности уходит в менее материальную, появляются бейджи и сувенирная продукция. В данном случае, геймификация максимально рациональная, она не пытается нарисовать привлекательную историю пользователю или показать перспективы. Она просто говорит: “делай то, что мы хотим и мы тебе сначала будем щедро давать бонусы, а потом посмотришь, может быть, тебе будет интересно пользоваться бейджами”. 

Подход достаточно прямолинейный для сегодняшнего времени, но всё ещё часто применяется. По моему мнению, такая геймификация постепенно теряет эффективность. В данном случае, эффективность геймификации пропорциональна тому кэшбэку и материальной выгоде, которые компания дает пользователю. Как только компания даёт меньше, через какое-то время необходимость и полезность отдавать значимую часть денег у пользователя исчезает. Со временем полноценного перехода на нематериальную геймификацию не получится, пользователь уже привык и эффективность такой программы лояльности будет падать. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!


При первом заказе блюда участник получал дополнительные бонусы:

  • 10% от суммы заказа
  • Бейдж «Новичок», а вместе с ним – 100 баллов
  • 50 баллов за оставленный отзыв

Таким образом, после первого заказа (даже если вступительные баллы были полностью израсходованы), у клиента на бонусном счету оказывалось не менее 150 баллов + 10% от заказа.


Используемые механики

Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

ZakaZaka - агрегатор, предоставляющий возможность заказывать блюда из различных пиццерий, суши-баров, фастфудов и ресторанов через один сайт или мобильное приложение.

Проблема

Средний чек при покупке готовой еды упал на 40%. Потребители массово перешли на более дешевые, или бюджетные варианты. Рост в сегменте доставки пиццы и массовых блюд, за 9 месяцев составил 6%, при этом здесь высокая конкуренция.

Игровые решения

ZakaZaka запустила акцию «Еда за баллы». Ее участником автоматически становится каждый клиент компании. 600 бонусов начислялись при регистрации на сайте. 400 баллов мгновенно и еще 200 сразу после подтверждения e-mail. На эти баллы уже можно было заказать пиццу или пару наборов роллов.

ZakaZaka: геймификация в ресторанном бизнесе


При первом заказе блюда участник получал дополнительные бонусы:

  • 10% от суммы заказа
  • Бейдж «Новичок», а вместе с ним – 100 баллов
  • 50 баллов за оставленный отзыв

Таким образом, после первого заказа (даже если вступительные баллы были полностью израсходованы), у клиента на бонусном счету оказывалось не менее 150 баллов + 10% от заказа.


Используемые механики

Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

Пользователь мог оценить приложение, поделиться информацией о нем на Facebook, Twitter или ВКонтакте, пригласить друзей зарегистрироваться, чтобы они тоже делали заказы через сервис ZakaZaka — и за всё это также получить дополнительные баллы.


Дополнительный бейдж и бонусы к нему можно было получить после пятого заказа и пятого отзыва.

Помимо заказа еды, за баллы можно было выбрать сувениры, например, фирменные кружки компании или ролики.

IMG_1407

Результат

ZakaZaka выполнили сразу несколько задач:

Оправдать затраты на акцию компании помогало то, что в качестве бесплатных блюд предлагались не самые популярные, а чтобы не платить за доставку бонусного блюда, нужно было заказать что-то еще. Поскольку после получения приза у клиента на счету снова появлялись бонусные баллы, которые не хотелось терять, новые заказы были почти неизбежны.


При первом заказе блюда участник получал дополнительные бонусы:

  • 10% от суммы заказа
  • Бейдж «Новичок», а вместе с ним – 100 баллов
  • 50 баллов за оставленный отзыв

Таким образом, после первого заказа (даже если вступительные баллы были полностью израсходованы), у клиента на бонусном счету оказывалось не менее 150 баллов + 10% от заказа.


Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.


При первом заказе блюда участник получал дополнительные бонусы:

  • 10% от суммы заказа
  • Бейдж «Новичок», а вместе с ним – 100 баллов
  • 50 баллов за оставленный отзыв

Таким образом, после первого заказа (даже если вступительные баллы были полностью израсходованы), у клиента на бонусном счету оказывалось не менее 150 баллов + 10% от заказа.


Используемые механики

Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Выставление оценки
Возможность для пользователя оценивать качество
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Реферальная программа
Получение вознаграждения за воволечение новых пользователей
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Разместить спецпроект на Лайфхакер

Источники: Lifehacker

В продолжение темы: