Оглавление “Книги кейсов”

HTML Academy: вовлекающие в обучение тренажёры по фронтенд разработке

Комментарий эксперта

HTML Academy  – один из самых старых проектов с геймификацией, которые я встречал. Он до сих пор актуален. За все время существования создатели не стали очень наращивать набор механик, но отточили их до совершенства.

Здесь все игровые механики и сюжетные элементы идеально вписаны в практику пользователя. Их основная роль – сделать задания более интересными и юморными за счёт персонажей, “кошачьих” проблем, которые можно решить с помощью html-верстки. Графика здесь, с одной стороны, очень прикольная и вовлекающая, а с другой стороны, повторяющаяся. Многие задания повествуют об одних и тех же персонажах – котах Кексике, Рудольфе, еде и их домашних делах. Мне кажется, именно в этом суть геймификации проекта, а совсем не в личном профиле и не в достижениях, которые уже много где есть и сами по себе не сильно меняют поведение пользователей. Конечно, важно, чтобы твой послужной список был наглядным и отражал все твои реальные успехи, в том числе, участие в определённых хакатонах, некие выдающиеся достижения и обыгрывал полученные задания так, чтобы не было скучно говорить о них своим друзьями. Также здесь есть традиционные сертификаты, которые, кажется, сами соискатели любят больше, чем работодатели, для которых эти сертификаты сохраняются. Рейтинг пользователей пришёл из старых времён и сейчас уже не выглядит так современно и едва ли играет свою роль, когда лучших пользователей в рейтинге всего 50, а зарегистрированных на платформе больше миллиона.

Если у вас обучающий проект и сами задания достаточно формальные/скучные, то HTML Academy – это хороший пример того, как в любые задания добавить элемент истории, персонажей, как “переименовывать” скучные факты в прикольные достижения и при этом не слишком уходить в игру. Обычный пользователь, вполне, мог бы сказать, что здесь и нет никакой геймификации.  

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения

HTML Academy — школа профессионального онлайн-обучения по вёрстке и программированию с нуля

Задачи 

HTML Academy: вся правда об онлайн-школе программирования в 2023 году,  отзывы о курсах и скидки на обучение
HTML Academy: вовлекающие в обучение тренажёры по фронтенд разработке

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения

Решение

HTML Academy — платформа для учеников и учителей с интерактивными тренажёрами по фронтенд разработке (HTML, CSS, SVG и JavaScript), реализованными в виде онлайн-уроков с заданиями, рейтингом и наградами. Все тренажеры сделаны под отдельные технологии, в которых уроки выстроены системно по уровню сложности, а также разработан один сквозной тренажёр «Великий Кексби», в котором ученики с нуля верстают магазин кота Кекса. Кот Кекс – пресонаж-инструктор, который помогает обучаться. 

Все ученики имеют открытый профиль (любой желающий может посмотреть его) с статистикой пройденных тренажёров (сколько курсов прошел игрок, сколько заданий в нем сделал), достижениями (виртуальные награды за пройденные тренажеры и освоение платформы) и полученными сертификатами.

alexander-pershin
Александр Першин, основатель htmlacademy.ru, преподаватель НИУ ИТМО
«"Открытый профиль" мы тоже относим к игровым механикам, так как он эксплуатирует некоторые человеческие качества и влияет на мотивацию. Конечно, это зависть и тщеславие, когда ты показываешь всем чего добился, а кто-то может зайти в твой профиль и захотеть столько же достижений как у тебя. Но наверное, главный эффект можно назвать так: «раз они смогли, то и я смогу». Когда ученик видит огромное количество людей, таких же как он, которые справились со сложным курсом, то он понимает, что тоже справится».

Задания и достижения

Ученики за выполнение заданий получают «ачивки», которые отображаются в собственном открытом профиле ученика. Количество полученных достижений влияет также и на позицию ученика в рейтинге (о рейтинге см. ниже).

Задания – основная игровая механика, все обучение состоит из серии заданий.

Где применяются задания:

интерфейс одного из обучающих блоков
практическое задание

Суть испытаний, по мнению авторов платформы, — это достаточно сложное на первый взгляд, но принципиально решаемое задание. Самое главное, что и ученик понимает, что способен решить головоломку. И чем она сложнее, тем приятнее её раскусить, особенно если во время разгадывания ещё чему-то учишься. Они обладают отличным балансом сложности и интересности.

испытание

Все задания построены по принципу усложнения. Например, практическое задание с таблицами, представленное на картинке ниже: первая таблица очень простая, затем появляются объединения ячеек, а напоследок добавляются фоны, выравнивание текста в ячейках, управление шириной колонок.

Также постепенно усложняются и формулировки задач:

В первом случае ученик просто копирует и вставляет нужные значения, знакомится со свойством. Во втором уже нужно вспоминать названия свойств или какие-либо приёмы. А в третьем — анализировать код, включать логическое мышление.

А также усложняются испытания от начальных курсов базового цикла к завершающим. От нескольких заголовков и абзацев, до блока с большим количеством мелких деталей.

alexander-pershin
Александр Першин, основатель htmlacademy.ru, преподаватель НИУ ИТМО
"У нас были и неудачные примеры испытаний, где мы перегибали со сложностью. Вот пример исходного сложного задания и его упрощённой версии из курса про меню: в первой версии было много трудно подбираемых отступов и неконтрастных элементов. Упрощённый вариант более контрастный и в нём используется правило «пяти пикселей», когда все размеры, отступы и параметры шрифта кратны пяти — оно позволяет избавиться от ненужных угадываний размеров и избыточной сложности".

Достижения 

Все достижения — это, своего рода, задания по освоению платформы:

И другие 

Почти все из достижений связаны с прохождением того или иного курса. Но также есть и несколько достижений другого типа. Например, достижения "Серьезные намерения", "Соратник", "На секретной службе ее величества", "Электропочта", "Из России с любовью", "Покаритель испытаний" и еще несколько других. Они предлагают игроку оформить платную подписку, стать партнером HTML Academy, выполнить бонусные задания, подтвердить свой электронный адрес или пройти 20 испытаний с результатом 100.

Мгновенная обратная связь

Ученик видит результат работы своего кода и реакцию системы на него практически мгновенно, и сразу понимает прав он или нет. Без необходимости нажимать кнопку «Проверить».

Перфекционизм

"Очень интересная механика, которая выстрелила абсолютно неожиданно для нас. Иногда её называют «прогрессбар». Суть: чтобы пройти испытание, нужно, чтобы уровень схожести результата и образца превысил 90%, больше мы не требуем. Но очень многие хотят непременно набрать 100%.

Это приводит к интересным последствиям. Во-первых, повышается вовлечённость в процесс обучения. Для простого прохождения испытания обычно достаточно 10-20 минут, а для идеального — до 6 часов. Во-вторых, ученики не просто зависают на одном испытании, а перепроходят курсы, гуглят описания свойств и детально разбираются в их работе, проходят следующие, более сложные курсы, чтобы вернуться и одолеть испытание на 100%. Конечно, это похвально, но есть и негативные эффекты, которые заключаются в том, что человек может тратить чрезмерное количество времени, чтобы добить жалкие 2-3 процента, когда способ решения задачи уже ясен. Очень хорошо перфекционизм сочетается с головоломками, а раскалывание головоломки на 100% доставляет, пожалуй, больше всего удовольствия".

Мини-игры

Серия заданий в курсе или сам курс создаются в формате игры. Например, серия заданий на «перетягивание курочки» с помощью изменения приоритета селекторов в курсе про каскадность.

Сторителлинг

Задания в курсе или несколько курсов объединены общей идеей или сценарием. Например, курс про селекторы объединён темой биатлона и идеей «стрельбы селекторами по мишеням». Cторителлинг проявляется и в едином оформлении заданий, и в сюжетных ходах внутри курса. Задача сторителлинга — добавить эмоциональную составляющую, пробудить интерес, желание узнать «чем в итоге всё закончилось-то?» и дойти до конца курса.

alexander-pershin
Александр Першин, основатель htmlacademy.ru, преподаватель НИУ ИТМО
"Сторителлинг отлично сочетается с мини-играми. Например, в курсе про каскадирование финальное задание перекликается с серией заданий про «битву за курочку» и мы получаем драматическую развязку курса с учеником в роли спасителя и супергероя".

Рейтинги

На платформе есть общий рейтинг, ТОП-50 лучших. В него достаточно сложно попасть, так как на платформе более 20 тысяч активных участников. 

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения

Результат 

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения

В продолжение темы: