Оглавление “Книги кейсов”

Madrobots: геймификация в Черную Пятницу в России

Комментарий эксперта

Кейс, цели которого в первую очередь - привлечь внимание и сделать большой хайп, чтобы это прикольно выглядело, чтобы люди делились информацией о проекте и вовлекали в него друг друга. (см. похожий кейс про привлечение внимания в кейсе МТС: квест с дополненной реальностью. - примечание Gn!)

Это классика балльной системы геймификации, когда пользователь собирает баллы за какие-то полезные бренду действия: звать друзей, шэрить и тд. Здесь есть доска почёта, которая даёт больше почёта и славы - хвалит людей, которые в этом участвуют. Другой деятельности, кроме того как подготовиться к Чёрной пятнице: позвать друзей и заработать себе баллы, нет. В этом кейсе есть интересное противоречие. Создатели акции хотят использовать геймификацию для того, чтобы максимальное количество пользователей пришло, увидело акции и воспользовавшись ими, что-то купило. Но чтобы этого добиться они не упрощают действия, а наоборот затрудняют ход: устраивают очередь, дают номерки (кто первый кто второй), затем меняют место в очереди за счёт набранных баллов. А баллы пользователь зарабатывает через пиар этой акции.

Это очень интересный случай, когда нам для того, чтобы было больше людей в проекте, нужно сделать сложнее возможность входа в него. Получается, мы наоборот тормозим пользователей, а они с удовольствием начинают шэрить, лайкать, звать друзей и тд.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

За рубежом в Черную пятницу за очень небольшие деньги продают массу интересных устройств, в России же или делают скидки на никому не нужные товары, или еще хуже: проводят фиктивные распродажи, то есть поднимают цены до даты акции, а затем предоставляют скидку до обычной цены.

Команда магазина Madrobots не могла смириться с таким положением вещей и решилась пойти другим путем, показав пример, как на самом деле должны вести себя ретейлеры в Черную пятницу. В компании предложили скидки на наиболее востребованные девайсы и задействовали элементы геймификации в ходе акций-распродаж.

Используемые механики

Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Скидочные акции
Для случаев, когда мотивация пользователя сугубо рациональная
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Madrobots — интернет-магазин экспериментальных гаджетов с краудфандинг площадок Kickstarter и Indiegogo.

Всемирно известная распродажа «Черная Пятница» появилась в 19 веке во время финансового кризиса в США, но для россиян она так и не стала тем, чем является для остальных жителей планеты: самой большой и популярной распродажей года, которая позволяет заметно увеличить продажи в предновогодний период.

В Россию Черная Пятница пришла в 2013 году вместе с проектом Blackfriday2013. Тот первый опыт оказался неудачным. Продавцы не смогли предоставить реальные большие скидки, а сайты интернет-магазинов были не готовы к пиковым нагрузкам. Тогда распродажа Черная Пятница стала одним большим разочарованием.

Madrobots: геймификация в Черную Пятницу в России

За рубежом в Черную пятницу за очень небольшие деньги продают массу интересных устройств, в России же или делают скидки на никому не нужные товары, или еще хуже: проводят фиктивные распродажи, то есть поднимают цены до даты акции, а затем предоставляют скидку до обычной цены.

Команда магазина Madrobots не могла смириться с таким положением вещей и решилась пойти другим путем, показав пример, как на самом деле должны вести себя ретейлеры в Черную пятницу. В компании предложили скидки на наиболее востребованные девайсы и задействовали элементы геймификации в ходе акций-распродаж.

Используемые механики

Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Скидочные акции
Для случаев, когда мотивация пользователя сугубо рациональная
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Решение

За очень короткий срок была придумана игра «Электронная очередь». В этой игре количество друзей и подписчиков клиентов позволяет повысить шансы на покупку техники со скидкой.

Как играть: оставляя адрес своей почты на странице магазина, пользователь получает порядковый номер в самом конце очереди, и чтобы продвинуться выше, ему нужно совершить как можно больше действий в социальных сетях: лайки, шэры, ретвиты. За эти действия потенциальным покупателям начислялись баллы.

Товары предлагались по реально заниженной цене, но в ограниченном количестве: не более 5 штук на покупателя. Низкая цена действовала только при оплате PayPal, что стало еще одним ограничивающим фактором.

Вся акция была разделена на 5 частей, получение рассылки о старте распродажи было привязано к активности пользователя и, соответственно, его месту в очереди.

Место в очереди зависело от набранных баллов, которые постоянно обновлялись в реальном времени, и чем выше место в очереди, тем раньше участник узнает о начале распродажи. 100 участников с самыми высокими рейтингами получали уведомление о начале распродажи за несколько минут до ее старта, а каждые последующие 100 участников – с задержкой в 30 секунд.

Также разработчики игры придумали «Доску почета», где отображалось место в очереди и количество полученных баллов.

Чтобы еще сильнее ускорить распространение информации об акции, игроки должны были сначала поделиться информацией в соцсети, и только после этого открывались страницы подписки на распродажи, где можно было оставить свой электронный адрес.

За рубежом в Черную пятницу за очень небольшие деньги продают массу интересных устройств, в России же или делают скидки на никому не нужные товары, или еще хуже: проводят фиктивные распродажи, то есть поднимают цены до даты акции, а затем предоставляют скидку до обычной цены.

Команда магазина Madrobots не могла смириться с таким положением вещей и решилась пойти другим путем, показав пример, как на самом деле должны вести себя ретейлеры в Черную пятницу. В компании предложили скидки на наиболее востребованные девайсы и задействовали элементы геймификации в ходе акций-распродаж.

Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Скидочные акции
Для случаев, когда мотивация пользователя сугубо рациональная
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Результаты

Уже в первые сутки предварительные итоги акции показали ее успех. Около 4 000 человек встали в виртуальную очередь и оставили адрес своей электронной почты, более 1000 раз пользователи поделились информацией об акции в Facebook, более 500 раз в Twitter и сотни раз в других соцсетях. А посещение страницы Черной Пятницы за один только день превысило 10 000 человек. Компания собрала 150 заказов на сумму около миллиона рублей.

За рубежом в Черную пятницу за очень небольшие деньги продают массу интересных устройств, в России же или делают скидки на никому не нужные товары, или еще хуже: проводят фиктивные распродажи, то есть поднимают цены до даты акции, а затем предоставляют скидку до обычной цены.

Команда магазина Madrobots не могла смириться с таким положением вещей и решилась пойти другим путем, показав пример, как на самом деле должны вести себя ретейлеры в Черную пятницу. В компании предложили скидки на наиболее востребованные девайсы и задействовали элементы геймификации в ходе акций-распродаж.

Используемые механики

Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Скидочные акции
Для случаев, когда мотивация пользователя сугубо рациональная
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Источник: Habr.com

В продолжение темы: