Перед нами достаточно редкий кейс, когда университет использовал внешнюю платформу геймификации для того, чтобы сделать обучение студентов более интересным. Стандартное вузовское онлайн-образование — это какая-то классическая LMS, где есть курсы (здесь они тоже есть) и какие-то тесты для закрепления знаний. Но, по большому счёту, у ВУЗов есть своя система проверки знаний и онлайн-тесты им не так уж важны. Очевидно, чем больше студент будет практиковаться отвечать на вопросы, отвечать на вопросы на время или соревноваться на время с другими учениками, тем лучше он усвоит материал. В противоположность классическому методу подготовки к экзаменам, когда студенты узнают и запоминают материалы за несколько дней до экзамена и потом благополучные его забывают. Обычно у ВУЗов нет геймификации в их онлайн-системах, потому что закупки происходят централизованно и качество проверки знаний явно не в приоритете, важнее цена, авторитет подрядчика и так далее. Зачастую, у вузов нет денег для того, чтобы оплачивать какие-то дополнительные сервисы, тем более в формате подписки и за каждого студента. Благодаря гранту благотворительного фонда удалось сделать этот кейс на платформе BoxBattle и превратить более-менее стандартные тесты по завершению модуля в викторины и дуэли с другими участниками. Надеюсь, что этот опыт получит продолжение и, хотя бы для закрепления навыков, студенты ВУЗов смогут использовать платформы геймификации. На платформах геймификации, по статистике, количество решённых вопросов и повторение материалов в разы больше, чем при стандартных тестах после видео-роликов, потому что самое важное там не прохождение теста, а победа над другими участницами. Это дает гораздо больше эмоций, чем формальная галочка о том, что студент сумел запомнить ключевые темы только что просмотренного ролика и подтвердил это в тесте.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Лабмедиа — компания, которая занимается разработкой электронных курсов для развития Soft Skills и Hard Skills сотрудников, и автоматизацией HR-процессов.
ЯрГУ им. П.Г. Демидова (Ярославский государственный университет имени Павла Григорьевича Демидова) – государственное высшее учебное заведение Верхне-Волжского региона, находящееся в городе Ярославль. Основан в 1970 году. Считает себя приемником Ярославского государственного университета и Демидовского юридического лицея, основанного в 1803 году.
Проект реализован преподавателями ЯрГУ на грант фонда Владимира Потанина.
«Мы решили реализовать курс с помощью дистанционных образовательных технологий, элементов геймификации и кейс-стади. Традиционные тесты и задания будут преподнесены студентам в игровом ключе, что, безусловно, усилит вовлеченность участников в процесс обучения».
ЯрГУ создали курс «Правовое обеспечение информационной безопасности в социальной и экономической сферах» для своих магистрантов на платформе BoxBattle (подробнее о платформе см. Платформа BoxBattle: разбор игровых механик), в котором процесс обучения построен через модули-квесты, а закрепление материала происходит в формате поединков. Самые активные студенты в конце курса получили подарки. Давайте рассмотрим, как это было подробнее.
Подготовленные материалы курса представлены в виде пяти модулей-квестов, в ходе которых магистрантам предлагалось ознакомиться с видео-лекциями, записями вебинаров, подкастами с участием профильных специалистов и другими видами обучающего контента.
Закрепление изученного объема происходило в формате поединков, где пользователям предлагалось продемонстрировать полученные знания, отвечая на вопросы пройденной темы в условиях ограниченного по времени баттла.
Поединки на платформе построены как викторины, в которых ученики соревнуются с ботами или другими игроками. Для поединка можно выбрать режим с ботом, найти игрока в списке или поделиться с соперником ссылкой приглашением на дуэль. Одна игра занимает от 2 до 5 минут. За это время рассматриваются 10 вопросов. На аренах игроки сражаются друг с другом силой своих знаний: чем сложнее вопрос, тем сильнее удар по сопернику. Перед каждым поединком игрок может выбрать уровень сложности, всего их 3.
Верными ответами в тренировках игрок прокачивает характеристики — темы, к которым привязаны вопросы поединков. При большом проценте неверных ответов пользователю назначаются конкретные курсы, которые можно найти во вкладке «Для тебя».
«Старт нового курса для меня особенно важен в свете того, что наш продукт инновационный по своему содержанию, насыщенный новыми формами занятий, которые мы не использовали ранее в учебном процессе, а также большим числом практик от лучших IT-компаний. Все это дает ощущение, что мы берем новую высоту в обучении наших магистрантов».
К моменту завершения курса создатели курса подготовили сувениры для самых активных и ответственных магистрантов.
«Курс действительно можно назвать не только качественным инфопродуктом, но и новым форматом обучения для нашего факультета – удобным, интересным и познавательным, дающим возможность учиться в любое время, совмещая с работой, что очень важно для магистрантов. Игровой формат обучения – ключевое качество, нисколько не принижающее значение образовательного контента для студентов. По окончании курса даже не хотелось прекращать проходить модули!» – Денис Иванов
«Нельзя не отметить формат проведения данного курса, так как по большей части предметов дистанционные технологии вызывали трудности, а в данном курсе, наоборот, упрощали процесс работы, делали его более продуктивным и интересным. Было очень интересно решать кейсы на платформе BoxBattle, также было удобно смотреть видеолекции, подкасты стали для меня новым опытом!» – Анна Суханова