Оглавление “Книги кейсов”

ЛУКОЙЛ: как мотивировать сотрудников учиться и повышать продажи конкретных позиций

Комментарий эксперта

Самая главная преграда для геймификации в обучении сотрудников – это то, что во многих компаниях уже внедрены СДО (системы дистанционного образования) и возможности для геймификации ограничиваются возможностями внедренных платформ. Сам формат слайдового курса (чаще всего scorm) достаточно гибок, чтобы реализовать геймификацию внутри курса, а не на платформе в целом. Этим должны заниматься сотрудники отдела обучения, которые разрабатывают курс, но у них не всегда для этого есть ресурсы и компетенции, поэтому геймификация часто сводится к очень шаблонным решениям. Например, в данном кейсе можно увидеть визуализацию правильных и неправильных ответов через изменение настроения пользователя и мини-игру кроссворд, которая, впрочем, сделана тоже в редакторе курса и не является механика самой платформы. Из платформенных механик можно отметить рейтинг пользователей, достижения и заработок монет, которые можно потом монетизировать в магазине подарков, то есть, самые стандартные решения. К сожалению, интересных примеров геймификации на базе СДО, в том числе WebTour довольно мало. И в этом кейсе, несмотря на то, что формально геймификация есть, она не выглядит и не работает так эффектно, как она работает в других проектах, связанных с обучением сотрудников. Например, посмотрите, как это происходит в Burger King (см. кейс Бургер Кинг: тренажёр для сотрудников — работа в ПИКовые часы). 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Диалоговый тренажер
Тренировка речевых практики с помощью диалогов с виртуальным собеседником

ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших российских нефтяных компаний, вторая по объёмам нефтедобычи в России, занимается реализацией нефтепродуктов и обслуживанием клиентов по топливным картам (корпоративные клиенты) и картам Программы лояльности «Заправься выгодой» (автовладельцы).

Проект реализован на платформе WebTutor.

Задачи

ЛУКОЙЛ: как мотивировать сотрудников учиться и повышать продажи конкретных позиций

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Диалоговый тренажер
Тренировка речевых практики с помощью диалогов с виртуальным собеседником

Решение

Лукойл разработали двух модульную программу обучения для сотрудников с элементами геймификации. За освоенные программы обучения сотрудники получали бейджи, монеты, баллы и позиции в рейтинге лидеров, на основе набранных баллов. На накопленные монеты можно было заказать себе призы в специальном виртуальном магазине или копить на финальный приз – поездку в Португалию. Также сотрудники получали позиции в рейтинге в зависимости от сделанных продаж. Далее рассмотрим каждую механику подробнее. 

Учебные задания

Каждую неделю, в течение 2-х месяцев, работникам назначалось две учебные активности: базовый мини-курс, обязательный для изучения, и дополнительный курс, рекомендуемый для расширения кругозора и общего развития.  Дополнительные учебные активности были более сложными и требовали вспомогательной подготовки по специальным шпаргалкам, скачать которые можно по итогам изучения каждого мини-курса, и используя материалы из интернета.

Примеры элементов геймификации в учебных заданиях

Бейджи

Работник, успешно прошедший две учебные активности (базовую и дополнительную) по определенной тематике, получал бейдж, который он мог увидеть в личном кабинете СДО (система дистанционного обучения) или во вкладке «Достижения» корпоративного мобильного приложения.  

Монеты

По результатам успешности прохождения базовых и дополнительных учебных активностей, работник зарабатывал монеты:

Заработанные монеты работник видел в личном кабинете СДО. На заработанные монеты работник мог сформировать заказ товара в корпоративном виртуальном магазине СДО. 

Виртуальный магазин

Начиная с 3-й недели обучения, работники могли формировать заказы на товары. Также можно было и копить монеты для того, чтобы претендовать на получение финального приза – поездку в Португалию.

Рейтинг

В режиме онлайн, по результатам успешности дистанционного обучения, формировался рейтинг лидеров обучения, набравших максимальное количество баллов. Успешно завершенная учебная активность была равна одному баллу. Рейтинг также был доступен в личном кабинете СДО. Пользователь видел только свое место в общем рейтинге. По словам создателей проекта, это было важно  в связи с масштабом проекта. При этом если у нескольких пользователей было одинаковое количество баллов, отображалось одинаковое место в рейтинге.

Также происходило формирование рейтингов не только по успешности обучения, но и по уровню продаж.

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Диалоговый тренажер
Тренировка речевых практики с помощью диалогов с виртуальным собеседником

Результат 

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Диалоговый тренажер
Тренировка речевых практики с помощью диалогов с виртуальным собеседником

Источники: blog.websoft.ru, hrm.ru

В продолжение темы: