Оглавление “Книги кейсов”

МТС: построй свой город в игре Cashback City

Комментарий эксперта

Перед нами, наверное, самая масштабная геймификация на российском рынке. По своим возможностям и набору игровых механик она превосходит даже Яндекс.Сити (подробнее читайте в кейсе Яндекс Плюс Сити: игрвой мир с заданиями и заработком баллов "Плюса"). Создание собственных игровых миров (почему-то именно в виде города) можно назвать некоторым трендом последнего времени. Помимо уже упомянутого выше Яндекса, можно посмотреть на кейс ЮMoney ЮVillage: выполняй заданий и строй виртуальный город и кейс Ростелеком Tycoon: онлайн-симулятор пути руководителя, от небольшого провайдера услуг связи до оператора федерального масштаба. Такие проекты уместные, когда у бренда есть целая экосистема и надо не столько продвигать какой-то один продукт или услугу, а нужно равномерно распределять внимание пользователей по многим сервисам, при том мотивировать пользоваться ими активно и регулярно. Этого не так легко добиться и точно сложно добиться словами, поэтому бренды используют уже привычные в социальных играх механики. Там, где у мобильных и социальных игр включается монетизация (покупка кристаллов), в таких экосистемных играх предлагается начать пользоваться или пользоваться активнее услугами и сервисами бренда. В данном случае МТС использовала большинство придуманных в градостроительных симуляторах возможностей, это и премиум декор, и ежедневные награды, и несколько видов валют, и конвертация кристаллов в монеты,  и повышение счастья пользователей для повышения эффективности работы всей построенной системы. С одной стороны, мы получаем действительно продвинутую разнообразную игру, в которую можно достаточно интересно и динамично играть, как минимум пару недель. С другой стороны, восприятие такой игры становится более сложным. Не каждый казуальный игрок разберётся во всех этих механиках, в критериях получения и разблокирования возможностей. То ли МТС ориентируется только на более опытных игроков, или понимает, что именно они будут готовы оплачивать дополнительные возможности игры, использованием сервисов МТС. То ли считают, что самые рекламируемые игры и жанры являются также самыми популярными, но это не так. Намного больше пользователей играют в упрощенные игры, в которых совсем не нужно ничего читать, чтобы разобраться, где геймплей понятен сам по себе. В любом случае, это очень яркий и красивый пример «тяжелой» геймификации, ориентированной, скорее, на пользователей с большим игровым опытом в социальных и мобильных играх (таких в России тоже миллион, это не такая уж маленькая аудитория). Отдельно можно отметить, что игровые механики здесь мотивируют не просто обратить внимание на некоторый сервис или услугу, но и мотивируют пользоваться ими. Здесь устанавливаются конкретные параметры, что надо сделать, сколько гигабайт и минут потратить, сколько кэшбэка заработать, рекламируются конкретные сервисы, при этом не стараясь излишне монетизировать пользователей за счет игровых активностей, как мы это видели в продуктах Билайна (см. в кейсе Билайн «Словополис»: игра-кроссворд с еженедельной оплатой).

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Персонаж-наставник
Персонаж, выполняющий роль ментора, наставника, куратора, дающий обратную связь, подсказывающий пользователю что нужно делать
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день

МТС — российская компания, предоставляющая телекоммуникационные услуги, цифровые и медийные сервисы в России, Армении и Белоруссии под торговой маркой «МТС».

Задачи

МТС: построй свой город в игре Cashback City

Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Персонаж-наставник
Персонаж, выполняющий роль ментора, наставника, куратора, дающий обратную связь, подсказывающий пользователю что нужно делать
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день

Решение

Cashback city – игра, где игрок в роли мэра строит и развивает свой город будущего, собственный мегаполис на необитаемой планете. В игре доступны тематические постройки и декор, нанофактуры, футуристичные жилые комплексы и Лава-центр — всё для того, чтобы создать настоящее космическое поселение. На каждом новом игровом уровне появляются новые возможности для города, например, расширение территории, дерево технологий и новые виды построек. Для строительства зданий и декораций игроку нужны разные виды ресурсов (болты, металл и др) и игровая валюта (монеты). Чтобы заработать монеты игроку нужно выполнять внутриигровые задания и задания, связанные с сервисами МТС.

Сюжет игры: Вы оказались в будущем. Межгалактические ТелеСистемы проводят заселение новых планет и вы в роли мэра можете построить собственный город: возводить здания, прокладывать дороги, налаживать производство и управлять экономикой. Город может стать промышленным гигантом или экологичным местечком с минимальным количеством заводов или превратиться в колыбель талантов.

Как в любой экономической игре у пользователя есть некоторые параметры за которыми ему нужно следить: количество жителей и их настроение.

Уровни и опыт

Уровень – это основной показатель прогресса города, он отражает развитие города и возможности его мэра. Например, за каждое улучшение жилого комплекса игрок получает очки опыта и уровень растет. Уровень разграничивает более продвинутые возможности от простых, на каждом новом уровне игрок получает новые постройки, декорации и ресурсы. С одной стороны это показатель прогресса, с другой ограничитель, т.к. в начале игры игроку доступно не всё. С каждым уровнем возможностей для города становится больше.

Шкала прогресса отображается в профиле игрока.

Строительство города

Задача мэра сделать так, чтобы было больше жителей, чтобы собирать с них налоги и получать больше монет для того, чтобы строить город. Чтобы было больше жителей, нужно больше жилых построек. Чтобы построить жилье, игроку нужны материалы (инвентарь), которые нужно сделать на фабриках или в маркетах. Чтобы построить фабрики и маркеты нужны монеты, которые сначала нужно заработать. Изначально игрок имеет некоторое количество валюты, на нее он строит базовое жилье и необходимые базовые постройки. В дальнейшем, когда у игрока есть достаточное количество ресурсов, тогда он улучшает здания.

Инвентарь – это разные предметы, которые нужны для апгрейда построек города, иначе говоря, ресурсы. Например, чтобы построить еще больше жилой комплекс, игроку нужно 5 болтов. Например, на одном из этапов, чтобы улучшить жилой комплекс, игроку нужно определенное количество инвентаря (болты и металл). Чтобы получить металл, нужно построить фабрику и запустить в ней производство металла. Один кусок металла производится 1 минуту, либо покупается за 1 кристалл. Чтобы сделать один болт игроку нужно построить торговый центр, изготовить на фабрике 2 куска железа за 5 минут времени, либо построить торговый центр и за 5 кристаллов купить один болт. Также, чтобы поставить в очередь на разработку сразу несколько болтов (а не ставить их вручную каждые 5 минут по одному), игрок может купить для них дополнительные ячейки за кристаллы. На каждом новом уровне становится больше вариантов инвентаря, а значит нужно и больше времени на постройку зданий и выполнение заданий, т.к. каждый новый инвентарь изготавливается дольше.

При первых заходах в игру, игрок получает бонусы (необходимую для строительства валюту и игровые ресурсы, которые ему нужны для построек), после 7 дней захода в игру, он получает премиальное здание – Лава центр, которое нельзя получить никаким другим способом. Не обязательно в игру заходить каждый день, за пропуск шкала не аннулируется.

Игровая валюта

Всего в игре 2 основные игровые валюты: монеты и кристаллы. А также две дополнительные (для возможности играть в мини-игры – энергия и проводить исследования – очки опыта).

Монеты

Монеты – основная игровая валюта. На монеты можно купить здания и игровой декор. Получить монеты можно за выполненные задания, от горожан (налоги с жилого комплекса) или выиграть в мини-игре. Чем больше в городе жителей, тем больше ставка монет в час.

Кристаллы

За кристаллы можно покупать монеты, декор и ускорить производства. Кристаллы можно получить за выполненные задания или купить за накопленный кэшбек в сервисе МТС Cashback.

Накопить кэшбек можно 4 способами:

Энергия

Энергия – это валюта, на которую игрок может играть в мини-игры. Чтобы её получить игроку нужно в специальном здании обменять свой накопленный инвентарь (болты, металл, костюмы и др.) на энергию. Чем дороже инвентарь, тем больше энергий на него можно купить.

Очки опыта и исследования

Очки опыта копятся за каждое исследование в библиотеке. От числа накопленных очков и проведенных исследований зависит дальнейшее открытие исследований в Дереве исследований (см. ниже)

Постройки

Город состоит из построек, которые нужно покупать за игровые монеты. Все постройки делятся на:

С переходом на новый уровень открываются для покупки новые постройки и, соответсвенно, новые ресурсы для строительства зданий. В игре есть онлайн-магазин, в котором все это можно покупать.

Инфраструктура

Постройки из категории "Инфраструктура" связаны с услугами оператора МТС (автоплатежи, роуминг, персональные подборки событий МТС Live и тд), они рассказывают об услугах МТС и мотивируют подключить их. Помимо игрового уровня у инфраструктурных построек есть свой отдельный уровень, который повышается в зависимости от наличия у игрока подключенных услуг МТС. За подключение услуг игрока награждают игровой валютой, ресурсами и повышением уровня здания.

Например:

и др.

Всего в игре 10 инфраструктурных комплексов, они также доступны на разных уровнях.

Заводы

На заводах и фабриках изготавливаются элементы, на которые можно выполнять задания в других постройках. Чтобы изготавливать больше элементов, можно купить несколько фабрик (максимум можно купить 3 фабрики). Другие объекты можно купить только в одном экземпляре. Самый простой материал для изготовления - металл, который делается 1 минуту/1 кристалл. На одной фабрике можно изготовить два куска металла. Чем выше игровой уровень, тем мощнее заводы, на них можно изготавливать больше материалов.

Жилые комплексы

Жилые постройки включают в себя 3 жилых комплекса. Их можно строить в любое время, если есть достаточно денег и инвентаря. 

Маркеты

В маркетах можно "купить" элементы (за время или за кристаллы), которые помогают пройти задания, например, болты, о которых упоминалось ранее. Всего в игре два маркета и 3 инвентаря. Второй маркет доступен на 8 уровне, а новый инвентарь открывается на 2, 4 и 6 уровнях.

Дороги

Дороги нужны, чтобы перемещаться между зданиями. Игрок не может начать пользоваться постройкой пока не построит к ней дорогу. Дорога строится бесплатно.

Декор

Декор можно купить за монеты или за кристаллы, он повышает игровое настроение – настроение жителей и приносит больше дохода.

Станции

Станции нужны для обмена и выработки энергии. При обмене энергии нужен инвентарь, на который энергия "покупается". При самостоятельном производстве энергии в специальном здании, за это тратится -25 настроения у города.

Апгрейд построек

Когда для апгрейда здания достаточно инвентаря и/или денег, тогда над постройкой появляется стрелочка. Если нажать на нее случайно, то накопленный инвентарь потратится на апгрейд этого здания, а на новые здания и задания игроку нужно будет копить заново. Когда жители оставили монеты или сделался инвентарь, тогда они также появляются на игровом поле над объектом, которые их предоставил и их можно забрать.

Дерево технологий

Дерево технологий — карта изучения различных технологий, которая включает в себя несколько веток. Технологии можно изучать только тогда, когда есть для этого достаточно исследовательских ресурсов: количество исследований и очков опыта. У каждой технологии указано количество очков опыта и исследований, которые должны быть у исследователя, чтобы ее открыть. А также указаны бонусы, которые исследователь получит при открытие выбранной технологии. Например, + 5 ресурсов каждый день на выбор. Все технологии (для их открытия) имеют разную "стоимость" – минимально: 3 исследования и 12 очков опыта. Некоторые технологии доступны только на определенном уровне, также как и само дерево, оно открывается не сразу, а с игрового уровня 4. Также некоторые технологии связаны с постройками. Например, Микростанцию можно поставить только после изучения технологии «Микростанция».

Исследование — мини-игра, в которой нужно поворачивая элементы, соединить их таким образом, чтобы из одного края можно было попасть в другой.

За каждое исследование игрок получает очки опыта. Все исследования проходят в библиотеке, которую можно построить только на 4 уровне, поэтому дерево технологий и исследования появляются у игрока не сразу, а только с появлением библиотеки. Исследования длятся несколько часов, более 10.

Технологии:

Задания и миссии

Задания и миссии мотивируют пользователя, как совершать действия внутри игры (отправить шаттл в галоцентр, апгрейдить жилой комплекс, провести концерт и др.), так и активнее пользоваться услугами МТС (шкала потраченных минут и Гб интернета, использование роуминга и др.). За выполненные задания игрок получает игровую валюту.

Также задания вовлекают игрока и в мини-игры. Например, игроку нужно получить 300 очков в мини-игре.

Мини-игры

В мини-играх игроки получают бонусы (игровую валюту), которые ускоряют прогресс в городе. Игры расположены в некоторых постройках, в них нужно ловить предметы в корзину робота, решать головоломку в киберпятнашках, ловить платформой шарик в арканоиде или отвечать на вопросы викторины.

Играть в них можно 1 раз в день. Либо за накопленную энергию в том количестве, сколько достаточно её для запуска игры.

Мини-игра Арканоид

Игра представляет собой поле с шариком и станциями. Игроку нужно с помощью шарика попадать в препятствия и разбивать их. Перед началом игры игрок может выбрать себе 2 бустера из 5 возможных. Также в процессе игры игроку попадаются бустеры, которые он может поймать и автоматически применить. 

Все бустеры связаны с сервисами, например:

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Персонаж-наставник
Персонаж, выполняющий роль ментора, наставника, куратора, дающий обратную связь, подсказывающий пользователю что нужно делать
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день

Используемые механики

Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Виртуальные покупки
Возможность совершать покупки за бонусы, которые можно использовать только внутри системы
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Персонаж-наставник
Персонаж, выполняющий роль ментора, наставника, куратора, дающий обратную связь, подсказывающий пользователю что нужно делать
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день
МТС

Источники: apps.apple.com, moskva.mts.ru

В продолжение темы: