Чаще всего геймификация, пожалуй, используется именно в сфере онлайн-обучения. Пользователям всегда полезно ощущать свой прогресс, как в плане продвижения по программе, так и относительно других учеников, связывая то, что другие делают с их целями. Вместо простого доступа к текстовым или видео материалам, мы даём пользователю пошаговые инструкции, списки, иногда еще и некоторый интерактив, через который пользователь сам решает с чего он хочет начать. Исходя из этого достаточно странно, что такие крупные порталы с обучающим курсами, как Нетология, не так уж часто используют геймификацию и их контент, скорее, воспринимается, как онлайн-книга или онлайн-школа, где уроки чередуются с заданиями. Но всё-таки несколько игровых механик в Нетологии нам удалось найти. Во-первых, это Компас развития, когда весь опыт пользователя от постановки целей до фактического трудоустройства представляется в виде квеста с простыми заданиями, которые не так уж и просто выполнить. То, что кажется простым на бумаге в жизни, конечно, может быть сложнее. Во-вторых, Нетология использует довольно популярный способ подчёркивать успех их учеников через слепой рейтинг, когда мы не видим других пользователей. Мы никого не обижаем, показывая, что он хуже, чем кто-то другой, но при этом выводим некоторую статистику – тот самый слепой рейтинг, по которому пользователь видит, что он явно принадлежит к лучшим, а не к худшим, например, по его активности. В-третьих, конечно, почти никто сейчас не обходится без привычных всем достижений. Все успехи пользователя можно сохранить в его профиль, чтобы он видел прогресс не только в рамках курса, но и по каким-то отдельным дисциплинам, например, по получению зачетов, по просмотру вебинаров, которые не являются обязательной частью учебной программы и тд.
В целом, эта геймификация достаточно стандартная и с точки зрения дизайна тоже нарисована не особо примечательно, но стоит отметить, что она есть и помогает пользователям лучше видеть свой прогресс и свои достижения.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Нетология — российская компания и образовательная онлайн-платформа. Одна из ведущих российских компаний онлайн-образования. Входит в IT-холдинг TalentTech, объединяющий компании по трём направлениям: EdTech, HRTech и Freelance.
Нетология разработала ряд мотивирующих механик для своих учеников. В кейсе мы рассмотрим такие механики как постановка цели ("Компас развития"), визуализация прогресса ("Облако знания", слепой рейтинг, статистика обучения), виртуальные награды и достижения ученика.
Страница «Компас развития» предлагает студентам выбрать свои цели на обучение и описать свою мечту. При первом входе на страницу пользователь проходит онбординг, где он задает свою основную цель обучения, уточняет ее и выбирает программу обучения, к которой эта цель и относится (см. ниже). После завершения онбординга для пользователя создается его личная «карта цели» с шагами выполнения.
На данных момент система предлагает на выбор 4 варианта целей:
После выбора цели ученику предлагается уточнить её, например, уточнения для цели повышения проф компетенций выглядят так:
"За каждой целью стоит мечта. Кто-то хочет стать программистом, чтобы не выходить из дома, а кто-то – чтобы больше путешествовать. А о чем мечтаете вы? "– так Нетология предлагает помечтать и записать свою мечту.
После выбора цели и её уточнения для ученика формируется поэтапный план ее достижения – карта цели. Пользователю нужно выполнять действия из карты цели и отмечать галочками выполненные пункты. Выполняя первый шаг пользователь переходит к следующим шагам и движется к обозначенной цели. При этом последующие шаги не заблокированы, ученик может выполнять задания из любого шага в той последовательности, как ему нравится. Конечно, карта выстроена с учетом логики освоения материала и рекомендуется проходить её поэтапно.
На каждом этапе ученику предложено несколько заданий, например:
Прогресс обучения на платформе отображен различными баннерами и шкалами прогресса.
В разделе "Мои программы" обучения отображается полоса прогресса по каждому из курсов.
Облако знаний – это статистика ученика, отображающая кол-во часов, вложенных в развитие, количество часов практики и количество часов теории.
Ученик может видеть как свое облако развития, так и облака друзей, переходя на их профиль.
Например, после прохождения теста/обучения игрок видит баннер со "слепым рейтингом", где сказано, что ученик делает отличные успехи и входит в 15% самых активных студентов Нетологии.
Достижения – это награды, которые отражают успехи ученика в освоении курсов. Награды Нетология дает активным студентам за выполнение конкретных заданий.
У каждого достижения есть звезды, их количество обозначает уровень достижения ученика. Полученный уровень закрашен зеленым. Активности считаются по всем курсам начиная с 1 января 2022 года. Чтобы посмотреть подробные условия получения достижения нужно кликнуть на его иконку.
Известная личность, 1 уровень
Бессменный наблюдатель, 3 уровня
Внимательный созерцатель - 6 уровней
Стремительный решатель, 3 уровня
Уверенный отличник, 6 уровней
Азартный чтец, 6 уровней
Тщательный оценщик, 6 уровней
Гордый выпускник, 3 уровня
Полученные достижения отображаются в профиле цветными, не полученные – остаются серыми.
Достижения друзей мотивируют учиться и сохранять свой прогресс, сравнивая себя и соревнуясь с другом.