Перед нами очень крутой кейс геймификации ручной работы. Очень долгая и трудоемкая работа. В отличии от кейса ХКФ банка (см. кейс “Хоум кредит банк: игра для достижения бизнес целей и мотивация на саморазвитие” - примечание GN!) это геймификация не про игровой мир, а про реальный. Любой старший специалист, который хочет повышения, обязан поиграть в эту игру и обязан уметь выводить виртуальный магазин на прибыль. Это очень ценно, потому что есть не так много способов показать пользователю картину в целом. Все понимают, что хорошо бы, чтобы каждый специалист понимал, как устроен бизнес и знал, что хорошо для магазина, а что плохо: текучка - плохо, много клиентов -хорошо, разнообразные покупки - хорошо, когда клиент не может найти, где что лежит -плохо и т.д. Эта большая симуляция как раз даёт возможность управлять всем магазином: попринимать решения, поназначать сотрудников, пообучать, пооткрывать, позакрывать отделы - всё что делает магазин и его директор. Менеджер, который хорошо понимает, как работает весь этот механизм, будет более хорошим менеджером. Но дать ему поуправлять магазином в жизни невозможно. Никакой маленький начальник в реальности не сможет оказаться на позиции директора, чтобы увидеть, почувствовать и понять весь процесс, а вот в игре он это сделать может. Более того, игра от сотрудника хочет не просто понимания, она хочет от него эффективных действий. В этой игре можно проиграть, можно уйти в убыток, можно накосячить с обучением сотрудников и т.д. и это ценно. Много кому можно порекомендовать делать подобные симуляции, они действительно влияют на осознанность и понимание бизнеса в целом. Очень хорошо, если сотрудники мотивированы и готовы разбираться, тогда они смогут добиться хороших результатов. Единственный минус -такие симуляции абсолютно не шаблоны, делаются долго, под конкретного заказчика. Целый год шло исследование для данного кейса, и такие деньги есть, конечно, не у каждого заказчика. В остальном кейс прекрасен.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
ÓBI — международная торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров, принадлежащая немецкой компании OBI GmbH & Co.
Увлечь сотрудников процессом обучения и ускорить процесс их развития.
Задачи для участников игры
Бизнес-симуляция «Ритмен» (сокращено от «Ритейл Менеджер»).
«Ритмен» - комплексный инструмент обучения, реализованный в виде компьютерной бизнес-симуляции, которая имитирует деятельность целой компании - условного магазина ОБИ. Он направлен на развитие навыков управления продажами, затратами, сервисом и персоналом магазина. С его помощью игроки «на практике» учатся расставлять приоритеты и просчитывать наперед возможные риски от принятых решений.
Идея создания игры принадлежит Екатерине Сусловой, начальнику отдела развития
персонала «ОБИ».
«В компании стояла задача ускорить процесс развития руководителей. И тут нам попалась статья калифорнийского университета о влиянии компьютерных игр на развитие мозга ребенка, где говорилось, что стратегии положительно влияют на развитие логического мышления у детей. Тогда мы решили использовать эту особенность для наших целей» - Максим Сергеев, менеджер по электронному обучению компании «ОБИ Россия».
"Для нас было важно увлечь процессом обучения основную целевую аудиторию – руководителей в возрасте 25-40 лет, многие из которых выросли на Warcraft, Age of Empire и других играх и виртуальных симуляторах. Таким образом, в добавление к традиционным тренингам мы ввели инновационный для отрасли инструмент по обучению персонала – компьютерную бизнес-симуляцию. Игра вызывает большой интерес у сотрудников и желание применять наиболее эффективные решения на практике.
Гюзель Гараева, HR-директор ОБИ Россия
Создание и тестирование симулятора заняли 12 месяцев. Разработчики компании Level, помогающие в создании игры, провели много времени в магазинах вместе с директорами и их заместителями, чтобы вникнуть в бизнес-процессы и создать максимально реалистичную симуляцию. В тестирование было вовлечено более 50 человек.
Задачи бизнес-игры соответствуют реальным ситуациям: от проведения инвентаризации до урегулирования претензий покупателей. Таким образом, участники игры не только приобретают опыт в различных направлениях бизнеса, но и учатся расставлять приоритеты, самостоятельно принимать решения и просчитывать возможные риски.
«Именно прохождение каждого уровня и выход на определенную прибыль в игре «Ритмен»
является обязательным условием для соответствия позиции «Старший специалист» и выше.
Поэтому любой сотрудник, претендующий на руководящую должность, проходит данную
игру. С момента запуска игры продвижение получили уже 30 человек».
"Для нас было важно увлечь процессом обучения основную целевую аудиторию – руководителей в возрасте 25-40 лет, многие из которых выросли на Warcraft, Age of Empire и других играх и виртуальных симуляторах. Таким образом, в добавление к традиционным тренингам мы ввели инновационный для отрасли инструмент по обучению персонала – компьютерную бизнес-симуляцию. Игра вызывает большой интерес у сотрудников и желание применять наиболее эффективные решения на практике.
Гюзель Гараева, HR-директор ОБИ Россия
В роли директора магазина попробовали себя более 900 человек. Результаты внедрения:
В ОБИ обучается – обучение порядка 200 руководителей ежегодно, а также использование игры в качестве инструмента отбора и знакомства потенциальных кандидатов с бизнес-процессами гипермаркетов ОБИ и ритейла в целом.
Отмечу, что в 2015 году показатель вовлеченности сотрудников ОБИ Россия составил 91%, что на 7 пп. выше показателя 2014 года. И, безусловно, в этом отчасти есть заслуга проекта «Ритмен», который позволяет понять и прочувствовать масштаб бизнеса, овладеть комплексным подходом к решению задач"
"Для нас было важно увлечь процессом обучения основную целевую аудиторию – руководителей в возрасте 25-40 лет, многие из которых выросли на Warcraft, Age of Empire и других играх и виртуальных симуляторах. Таким образом, в добавление к традиционным тренингам мы ввели инновационный для отрасли инструмент по обучению персонала – компьютерную бизнес-симуляцию. Игра вызывает большой интерес у сотрудников и желание применять наиболее эффективные решения на практике.
Гюзель Гараева, HR-директор ОБИ Россия
"Для нас было важно увлечь процессом обучения основную целевую аудиторию – руководителей в возрасте 25-40 лет, многие из которых выросли на Warcraft, Age of Empire и других играх и виртуальных симуляторах. Таким образом, в добавление к традиционным тренингам мы ввели инновационный для отрасли инструмент по обучению персонала – компьютерную бизнес-симуляцию. Игра вызывает большой интерес у сотрудников и желание применять наиболее эффективные решения на практике.
Гюзель Гараева, HR-директор ОБИ Россия