Бывают такие проекты геймификации, когда сам проект неказистый и сделан совсем не так, как принято, но при этом работает хорошо, что подтверждается метриками и комментариями авторов. Перед нами аркадная мини-игра, где бежит персонаж, которому нужно уклоняться от препятствий и перепрыгивать разных врагов. Таких игр тысячи. Считается, что игрок в такой игре совершенно не должен включать мозг, но в данном кейсе на подобный геймплей наложен обучающий элемент, в игре рассказывается о разных видах мошенничества на Авито. Рассказ происходит завуалированно через персонажей врагов. При этом, игроку совершенно не важно, как зовут врагов, если это не сюжетная ролевая игра и, уж тем более, игрок не склонен читать подробное описание врагов. В данном проекте, именно в описании врагов, раскрыты риски мошенничества и там же описанные методы борьбы с эти мошенничеством. На мой взгляд, игровой жанр здесь конфликтует с задачами геймификации. Информация доносится явно не в самом оптимальном виде и совершенно ничего не меняет для игрока, такие окошки проще проскипать и играть дальше, чем вчитываться. При этом, сама игра сделана качественно в стиле пиксель-арта и вирусных инди-игр. Также интересен канал, через который эту игру доносили до читателей – это telegram-бот, который рекламировался через Telegram Ads. Но сама игра проходит не в боте, а открывается в отдельном окне, то есть, она могла с тем же успехом быть и на сайте Авито, и в мобильном приложении. Telegram Ads позволил добиться довольно внушительного охвата (23 млн пользователей). Конверсия в игроков была ожидаемо низкая, при таких охватах она не могла бы быть высокой. Но 59 тысяч игроков, которые полностью прошли все уровни – это тоже очень хороший показатель и это больше половины от всех игроков. Видно, что сама игра, для тех, кто в эту игру уже ввязался, была достаточно привлекательной. Для меня это неоднозначный кейс, есть множество кейсов, где игровые механики лучше вписаны в геймплей, взять хотя бы игру финансовой грамотности от открытия инвестиций (см. кейс Открытие Инвестиции «Космоквест»: онлайн-игра с уроками финансовой грамотности для детей), но даже так, нарушая все каноны, геймификация тоже работает.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Авито – российский интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний, продажи бытовой техники, электроники, одежды, занимающий первое место в мире среди классифайдов.
Посетить проект можно здесь.
Основная задача игры: "интернет-площадки для покупки-продажи чего-нибудь нужного или не очень уже давно под прицелом мелких мошенников, которые не гнушаются заработать на обмане доверчивых людей. Такая практика невыгодна владельцам этих платформ, однако найти баланс между простотой покупки и её безопасностью подчас оказывается сложно. Тогда на смену ограничениям приходит идея цифровой грамотности. Зачем создавать барьеры, если можно научить людей отличать мошенников от честных продавцов? С этой целью ребята на Авито запустили игру в Telegram".
"Мы постоянно экспериментируем с форматами. В этот раз выбрали легкий и прогрессивный способ, ведь геймификация таких важных тем – удобный способ увеличить знание о не всегда простых, но важных атрибутах бренда".
"Мы разрабатываем различные инструменты для повышения защиты пользователей на платформе. Но недостаточно их просто внедрить, нужно объяснить, почему они важны, и как эффективно их использовать на практике. Игровая механика - отличный способ вовлечь в обучение людей разных возрастов и рассказать правила простым языком".
Telegram-игра в метафорической форме рассказывает об опасностях, которые пользователь может встретить в интернете, и учит правильному поведению в спорных ситуациях. В игре пользователи встречают персонажей — Чатожуя, Агрозвона, Шлёпослова и других монстров, которые имитируют поведение злоумышленников в киберпространстве.
"Это похоже на обучение правилам дорожного движения. Недостаточно просто поставить светофоры и нанести на дороги разметку, важно научить людей переходить дорогу безопасно", – прокомментировал запуск игры директор департамента Trust&Safety Авито Андрей Рыбинцев.
По сюжету игры игроку нужно освободить местных жителей от гнёта пронырливого Агрозвона, терпеливого Бедождуна и других злодеев. Всех монстров можно победить с помощью знаний инструментов, которые делают пребывание в интернете безопасным: зашифрованного чата, механизма покупки «Авито Доставкой», защиты номера и других. Все это поможет справиться с мошенниками в реальной жизни.
Игроку нужно перепрыгивать через монстров, встречающихся ему на пути. Если игрок не успел перепрыгнуть, то он теряет жизнь. Всего у игрока будет две жизни и неограниченное количество раз пройти игру. После первой встречи с монстром игрок видит табличку с описанием монстра – ситуации мошенничества. Чуть позже игрок увидит табличку с решением – как обезопасить себя от монстра (мошенников в реальной жизни). Также по пути игроку встречаются кристаллы, которые нужно собирать (нужно собрать три) и можно найти жизнь (если одна уже была потеряна потеряна).
В начале игры игрок может выбрать героя, за которого будет играть.
После потери одной жизни игра продолжается, после потери двух – счет игры начинается сначала. Собранные кристаллы остаются и таблички с описанием уже пройденных монстров снова появляться не будут. После встречи со всеми монстрами (прочитав все ситуации мошенничества и их решения) игроку предлагается продолжить играть, чтобы занять выше место в рейтинге.
Игроки, которые прошли игру до конца, получали промокод на бесплатную «Авито Доставку». Чтобы их получить, нужно было собрать все три кристалла, которые встретятся ему по пути (красный, голубой и фиолетовый).
Топ-10 формируется из счета времени, сколько игрок провел в игре, не потеряв все жизни.