Самый простой и быстрый способ внедрения геймификации - разнообразные виджеты. По сути, это шаблонная геймификация, когда используются одни и те же игровые механики и даже один и тот же дизайн для всех клиентов, обычно индивидуально можно настроить определенные параметры (количество полей, совпадения тех или иных вариантов, иногда меняется дизайн). Из-за того, что это готовый шаблон, внедрить такую геймификацию можно буквально за вечер.
Если эта механика яркая, азартная, связана с лотереей и раздачей скидкой, стилизована под брендовые вещи, как в данном случае, колесо фортуны, то она начинает работать, привлекать внимание посетителей, даже если пользователь уже бывал на сайте, потому что ему интересно посмотреть, что же такого придумали и что у него получится. Эта механика редко связана с тратами, пользователь может покрутить колесо совершенно бесплатно, ещё и получить скидку. Тут есть два нюанса. Во-первых, в таких акция более склонны участвовать те, кто и так лояльны настроены, кто и так бы купил, им интересно не как обычно купить товар и ознакомиться с предложение, но еще и развлечься и поиграть. Во-вторых, виджет не способен интегрироваться в продукцию заказчика настолько глубоко, чтобы эта геймификация могла работать долгое время. Зачастую, это мини-игры, с которыми пользователь взаимодействует от 10 секунд до несколько минут. Дальше он уже всё видел и теряет интерес. Иногда этого достаточно, например, чтобы выдать пользователю промокод на скидку и чтобы он тут же пошел покупать, но если мы рассчитываем вовлекать пользователя долговременно, чтобы он продолжать взаимодействовать с геймификацией, то в случае с такими шаблонными решений, скорее всего, долговременно эффекта не будет.
Здесь есть эффект новизны, когда идёт всплеск активности в первое время и потом он постепенно падает, т.к. виджет приедается, конверсия с него уменьшается. Подобные решения идеально подходят тем, кто просто хочет раздать скидки максимально быстро и прямым способом, т.к. подобные механики, особенно когда что-то крутится, когда есть анимация, когда геймификация похожа на азартную игру хорошо работают. Если же ваша задача обучение пользователя или более длительное удержание, то тогда такие виджеты работают хуже, т.к. они очень навязчивы, работают в лоб и агрессивно привлекают внимание пользователя. Чаще всего подобные подходы используются в ритейле, где самая распространенная задача: поскорее продать, привлечь внимание пользователя к конкретному товару, раздать промокоды на скидку. Для всех других задач и других сфер такие подходы используются реже, я также довольно редко использую готовые виджеты в своей геймификации.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Busfor, ранее — GillBus, — компания, предоставляющая онлайн-сервис по покупке автобусных билетов на междугородные и международные рейсы, который напрямую связывает пассажиров и перевозчиков. В сервисе можно найти онлайн-билеты на 50 000 рейсов в 8 странах.
Продумать, внедрить и протестировать геймификацию, привлечь с ее помощью новых клиентов.
«Для нас Хеллоуин – начало высокого сезона и в общем нашего персонального ужаса, поэтому цель была сделать праздник максимально необычным и с минимальными затратами на ресурс и скидки. Одной из ключевых задач была именно активация новых контактов, и т.к. игровых механик, реализуемых в короткие сроки, не так и много, мы остановились на “Колесе Фортуны”.»
Незадолго до праздника в Busfor создали форму подписки в виде колеса Фортуны. В правом нижнем углу экрана появлялся интригующий ярлычок “Получить подарок”. После нажатия появлялся поп-ап – игра с 4 возможными вариантами приза и формой подписки. Посетителю сайта предлагалось оставить свои контактные данные, крутануть колесо – протестировать свою удачу и выиграть подарок.
Выигрыш выпадал случайным образом, и информация передавалась сразу в базу контактов вместе с введенным почтовым адресом.
Каждому участнику на почту приходило письмо с персональной скидкой, которая ему попалась из 4-х вариантов на колесе (каждому сектору соответствовала своя скидка и отдельное письмо):
Решение было запущено на базе одного из виджетов компании Popmechanic.
«Мы не ожидали, что новая механика вызовет такой интерес у посетителей сайта! У нас хоть разок крутнули колесо представители двух офисов и с большим энтузиазмом включились клиенты. В первые 15 минут мы собрали 200 контактов, а первый билет с полученной скидкой клиент оплатил через пять минут после старта и выбрал направление “Киев–Прага”. Конечно, веб-версия сработала лучше мобильной, но, в общем-то, это достаточно разные сегменты клиентов, и мы были к этому готовы.»
«Busfor несколько раз запускали краткосрочные кампании по сбору контактов, которые были реализованы через поп-ап со скидкой на первый заказ, но в них конверсия редко превышала 2%. Нестандартная игровая механика сбора контактов и ее грамотная реализация позволили достичь таких высоких результатов». - мнение рабочей команды по разработке геймификации для Busfor