Оглавление “Книги кейсов”

Damu “Золото Эльдорадо”: как за полгода 100 менеджеров фонда развития предпринимательства сделали продажи годового объема

Комментарий эксперта

Перед нами очень интересный кейс. Возможно, на уровне графики он впечатлит не всех, но по содержанию (по тому, как игровая механика была вписана в жизнь), здесь есть несколько примечательных моментов. Во-первых, вероятно, для того, чтобы руководители были более вовлечены, в игре они превратились в персонажей, от лица которых идёт повествование. Эти персонажи дают задания, как живым людям в реальности, так и в игровом мире озвучивают виртуальную миссию. Во-вторых, здесь совмещены практически все варианты соревнования: командные, личный рейтинг, также здесь раздается валюта “Спасибо”, по которой тоже можно сравнивать сотрудников.

В качестве наград здесь используется не какие-то материальные вещи, которые можно купить и за зарплату (соответственно, тогда игровая деятельность стала бы ещё одним вариантом зарплаты и сравнивалась бы с ней), здесь на заработанные “дублоны” пользователь покупает именно корпоративные бонусы, такие как отгул на полдня, селфи с председателем правления или безнаказанное опоздание. Очевидно, что серьёзное, кратное увеличение зарплаты в таких проектах невозможно. Ключевую цель и метод проекта формулирует один из руководителей “Результаты труда каждого, кто выдает гарантии, теперь можно измерить не только скучными цифрами, но и в виде пройденных на корабле миль, большой добычи, дублонов”.

В корпоративной геймификации важна не зрелищность и даже не размер бонусов, которые в результате получают участники. В ней важно, чтобы игра стала частью корпоративной культуры. Важно, чтобы сотрудникам было удобно и не стыдно упоминать о геймификации и говорить о своей работе в терминах геймификации. Важно, чтобы руководители использовали это как дополнительную мотивацию и не считали геймификацию каким-то ненужным отвлечением работников, которые просто не хотят работать. Конечно, и те награды, которые геймификация дает, не должны обесцениваться сотрудниками, а, наоборот, должны открывать интересные, необычные, эксклюзивные возможности. Все это в кейсе есть. Я считаю его достойным примером для подражания, конечно, надо учесть, что в вашей компании может быть другая корпоративная культура и понадобятся другие правила игры, чтобы достичь ваших целей.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Damu — государственный фонд в Казахстане, основная цель которого  — стимулирование становления и экономического роста субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого и среднего бизнеса.

Задачи 

Перед сотрудниками фонда была поставлена задача: в течение года выдать банкам 1 тысячу гарантий за тех предпринимателей, которые получают кредит, но не имеют достаточной залоговой базы. Годом ранее было выдано значительно меньше – 443 гарантии, а в этом надо отработать в два раза лучше с прежним количеством сотрудников. К тому же, в банках страны непростая ситуация с наличием тенговой ликвидности, заложенной под кредитование.

Управляющий директор-директор департамента гарантирования Damu, Нурлан Акшанов
"Коллектив фонда надо было мотивировать. Вместо банальных призывов работать лучше или, хуже того, угроз, которые могли бы только навредить, руководство Damu решило испробовать нетрадиционный метод стимуляции сотрудников. За рубежом некоторые компании используют на работе игры в качестве мотивации сотрудников. Этот опыт геймификации решили применить и в Damu"
Damu “Золото Эльдорадо”: как за полгода 100 менеджеров фонда развития предпринимательства сделали продажи годового объема

Используемые механики

Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Решение

Специально для сотрудников фонда была разработана компьютерная игра «Золото Эльдорадо». В нее включили всех работников, которые в Damu занимаются выдачей гарантий во всех регионах страны. Они были названы конкистадорами и разделены на команды под своим собственным названием: например, Viking, Victory, Garantia es Santo, Yellow Submarine, Western Black Gold, Могучий Рейнджер, Восточный Express, Bayanaula. Чем больше филиалы выдают гарантий, тем быстрее и дальше их корабль плывет к заветной цели, оставляя позади себя менее резвые команды и занимая верхние позиции рейтинга. 

У всех кораблей единая цель – нужно пройти определенное количество милей, прогресс продвижения можно отслеживать с помощью таблиц рейтинга. Расстояние пройденное кораблями определяется количеством одобренных договоров гарантирования. 

Сценарий игры

100 работников фонда Damu находятся в длительном плавании. 16 филиалов фонда стали 16 кораблями, которые по приказу королевы Изабеллы Кастильской отправляются в плавание. Цель – поиск славы и сокровищ страны Эльдорадо, о которых они узнали из сундука корсара Эрнандо Кортеса (управляющего директора - директора департамента гарантирования, Нурлана Акшанова). Того, кто первый достигнет заветной цели, ждет щедрая награда. 

У специалиста по связям с общественностью фонда – Юлии Хобот особая миссия: как герцогиня Альба она ведет летопись путешествий и вдохновляет конкистадоров на подвиги. Занимается привычном делом – пиаром – пишет мотивационные сообщения, которые показывают значимость текущих результатов и подбадривают, в сравнении, не такими большими цифрами плана, которые осталось достичь. 

Каждый игрок наглядно видит свой прогресс в “меню прокаченности”. 

В результатах прогресса, помимо общекомандного зачета, учитываются и персональные успехи каждого сотрудника, отмеченные, как “Большая добыча”. Например, показана тройка лидеров: Даурен Мырзатаев из Талдыкоргана выдал гарантии на 422 млн тенге, Олег Крумин из Караганды – на 302 млн тенге, Олег Пак из Тараза – на 203 млн тенге.

Каждую неделю конкистадоры получают от королевы виртуальную зарплату – по 5 дублонов на каждого. Их нельзя потратить на себя, но можно передать другому просто так или в знак благодарности. Например, когда один коллега проконсультировал другого. “Ринат поблагодарил Даурена за одобрение крупного проекта и передал 10 дублонов”, – такие сообщения в процессе передачи дублонов появляются в игре.

Уже подаренные дублоны можно обменять в сокровищнице – например, приобрести кружку, постер или календарь с логотипом игры или со своей фотографией в костюме конкистадора. А еще можно купить:

представитель компании-разработчика игры, Надежда Червякова
“Внутренние коммуникации в коллективе налаживать сложнее всего. Особенно в период каких-то изменений. В теории мотивации есть всего два метода: кнут и пряник. Так вот, положительная мотивация – это сложная работа. Американцы посчитали: эффективность работы команды сразу же повышается на 20-30%, когда у сотрудников появляется внутренняя корпоративная сеть с какими-то позитивными связками. Игрой мы помогаем людям стартовать в новые проекты, перейти в сферу определенности, заменяем центр тревоги на центр удовольствия. Ведь стресс – плохой мотиватор”.

Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Результат 

Управляющий директор-директор департамента гарантирования Damu, Нурлан Акшанов
“Конечно, нельзя сказать, что на такой рост повлияла только игра. Всё-таки и условия гарантирования стали более привлекательными для банков и клиентов. Но то, что игра сыграла определенную синергетическую роль в успехе, мотивировала нас всех, – это безусловно. Многие работники, которых включили в игру, сначала не понимали, что происходит. Кто-то с ужасом думал, что придется проводить на работе больше времени, что появится дополнительная ответственность. А потом стало ясно: «Золото Эльдорадо» - это часть работы, которую just for fun просто перенесли в иную реальность. Результаты труда каждого, кто выдает гарантии, теперь можно измерить не только скучными цифрами, но и в виде пройденных на корабле миль, большой добычи, дублонов”.
директор филиала Damu в Караганде, Гульнар Хасенова
“Нас игра так сильно заняла, что мы уже и в жизни себя порой чувствуем какими-то корсарами или матросами. Игра стала небольшим пятиминутным отвлечением от работы, которое стимулирует саму работу. Удобно зайти в нее, полюбоваться своими достижениями, а потом снова с вдохновением трудиться. Сначала карагандинский филиал по показателям выдачи гарантий был аутсайдером: по результатам 2014 он занимал 13 место. Поэтому я на всякий случай назвала наш корабль Yellow Submarine: думала, если получится, мы всплывем, а нет – так и будем лежать на дне. Но потом мы потихоньку втянулись, зарядились и начали подниматься всё выше и выше. По результатам первого полугодия 2015 мы вышли на третье место по стране, а по результатам второго квартала – на первое. Безусловно, игра тонизирует и мотивирует нас”.
Управляющий директор-директор департамента гарантирования Damu, Нурлан Акшанов
“Да, вначале у многих был скепсис. Но прошло 2,5 месяца с начала игры, и я уже вижу: только сотрудники вышли с заседания кредитного комитета, как в игре мгновенно выходит сообщение: «Корабль Garantia es Santo в упорной борьбе захватил три сундука с золотом». Да что говорить: я сам, когда сижу на кредитном комитете и делаю заметки в блокнот, уже пишу не «филиал Акмолинской области», а «корабль VIKING». Когда модераторы не вовремя вносят изменения в достижения команд в игре, сотрудники тут же жалуются – следят, значит, волнуются”.

Используемые механики

Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Forbes Kazakhstan

Источники: forbes.kz

В продолжение темы: