Очень необычный пример геймификации, который полностью проходит в оффлайн, ещё и в стрип-клубе (наверное, я больше ни об одном примере геймификации в стрип-клубе не слышал).
В чем-то это близко к геймификации продавцов, когда цель - не развлекать пользователя, а помочь сотрудникам (в данном случае девушкам танцовщицам) развиваться, лучше проявлять себя и не зацикливаться на привычном образе поведения. Ключевой механикой здесь являются развивающие задания. Например, задание для новичка - подойти к 20 гостям и сказать “привет”. С помощью геймификации создается фокус внимания на том, что у человека не очень хорошо получается, чему ему необходимо научиться. Поскольку это сделано не в режиме приказа или наказания, а в режиме игры, то эффективность обучения повышается и появляется дополнительная мотивация. Учитывая, что это уже не так обязательно и не так давит, пользователю становится интересно попробовать себя в чем-то новом. Также геймификация, отчасти, помогает с визуализацией карьеры танцовщиц: у них есть новые уровни, виртуальная валюта, которую можно заработать на заданиях и продвижение по карьерной лестнице за счет заработанной виртуальной валюты.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Burlesque - мужской бар, стриптиз-клуб, инициатор-основатель которого Артем Овечкин. Артем владелец пяти стрип-клубов под брендами Burlesque и Virgins, в его прошлом были и маркетинговое агентство для раскрутки интернет сайтов и оригинальный вид «водного» стриптиза под водой в гидрокостюмах с аквалангами, которые Артем пытался сочетать с продажами оборудования для дайвинга. Позже он перешел на классический формат стрип-клубов.
В работе клуба Burlesque используются элементы геймификации, как для персонала, так и для гостей заведения. При разработке геймифицированных решений в работе с клиентами, создатели учитывают исследования психологии и нейробиологии.
Как только клиент заходил в клуб, к нему подсаживалась девушка и просила выбрать на планшете картинку, отражающую его настроение. Таким образом гостей относили к одному из 36 типов – истероид, печальный эстет и т. д. Каждый клуб имел «специализацию» на конкретном психотипе, где с «печальными эстетами» работали девушки, которые были в состоянии поддержать беседу об искусстве или о работе гостя, а к «истероидам» подсаживались веселые немногословные девушки.
Все танцовщицы проходят обучение с применением игровых элементов: каждый день получают задание, например, подойти за вечер к 20 гостям и сказать «привет». Для перехода на новый уровень «игры» нужно не просто поздороваться, а подсесть и завести непринужденный разговор, и так далее. За каждый переход на новый уровень танцовщица получает виртуальную валюту, которая продвигает ее по карьерной лестнице.
«Мы очень долго бились над вопросом, как научить девушек новому. Заставить танцовщицу сменить привычную модель поведения в зависимости от того, как мужчина себя ведет, практически невозможно. Поэтому мы с помощью геймификации даем им базовые навыки коммуникации, а потом подключаем типирование и «матчим» гостей и персонал по психотипам. Таким образом, не приходится никого ломать и экономический эффект налицо».
Это грамотный подход, направленный на создание безусловного доверия. Он использует принцип «Мы с тобой одной крови». Такое доверие - базовая потребность человека. Если картинки подобраны хорошим специалистом и типирование проведено близко к реальному состоянию, это будет работать.
«Нейромаркетинг – это дополнительная фича, которая помогает заведениям быстрее выйти на свою целевую аудиторию. Эти приемы могут увеличить средний чек до 30%, но пока что мало распространены: на стрип-рынке ими пользуются только Артем Овечкин и Лаки Ли (Golden Girls).»
«Подход, основанный на особенностях психологии клиентов, может обеспечить бизнесу до 30% роста дохода. Я считаю использование таких методов хорошей тенденцией: благодаря этому увеличивается клиентоориентированность, выигрывают и клуб, и потенциальный гость. Рынок услуг сейчас переполнен, каждый день на нас сыплются сотни рекламных предложений. Единственное, что может зацепить в этом информационном хаосе, – комплекс эмоциональных реакций, которые в конечном итоге и определяют выбор услуги».