Оглавление “Книги кейсов”

Хоум Кредит Банк: игра для достижения бизнес целей и мотивация на саморазвитие

Комментарий эксперта

"Кейс имеет довольно сильный элемент игрового мира. В нём даже есть предметы и задания, которые осуществляются только виртуально. Так делается достаточно редко, обоснованно для сотрудников, у которых работа очень рутинная и им хочется меньше думать о работе и больше играть - представлять что-то. Я встречал много заказчиков, которые наоборот не хотят, чтобы геймификация хоть как-то отвлекала сотрудников от работы. В данном случае принято решение, что будет создано что-то и визуально игровое, и определенная деятельность будет осуществляться только в игровом мире.

В основе лежат игры вокруг обучения, например, мозгобойня - соревнования пользователей, кто лучше знает и, кто быстрей ответит на вопрос. Чтобы из управления сделать игру, ХКФ банк сделали игровую метафору. Например, есть возможности: игроку один раз за бой убрать один ответ, отказаться от ответа на выпавший вопрос в дуэли. И вот почему то к первому - катапульта, ко второму - кольцо отрицания. Выглядит прикольно, но догадаться довольно сложно и, может быть, часть аудитория будет только запутываться. Ожерелье глаз дракона - что это и зачем оно нужно не очень понятно. Само название на суть не намекает. Но если мы правда хотим очень сильно отвлечь пользователей от рутины, развеселить их, внедрить что-то прикольное и красочное, то тогда всё это уместно.

Интересные связи "ходоки", игра домов - парафраз на игру престолов. Почему для королевства Хоум кредит банка страшна зима - непонятно, но можно об этом и не задумываться. У этой геймификации много графики и контента. Я думаю, она очень дорогая в производстве: всё нужно отрисовать, каждый предмет, каждого персонажа. Если клиент на это хочет пойти, то почему бы и нет. Большинство примеров геймификации более легковесны, они и в плане восприятия не имеют сложных игровых сущностей, и в плане контента меньше рисуется картинок, фонов и т.д."

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

В основе проекта использовалась система дистанционного обучения WebTutor 3.4.0.62. На основе стандартного функционала система позволяет работать с электронными курсами и тестами — проходить, хранить и создавать историю их прохождения, а модуль «Геймификация» — реализовать систему награждения за выполнение заданий, и затем приобретать реальные товары за виртуальную валюту в Железном банке.

Для оптимизации работы сотрудников создано приложение с помощью Electron и настроена авторизация и отображение данных в корпоративном приложении «Наш Хоум».

Профиль персонажа. В личном профиле игрок может посмотреть информацию по доступным игровым валютам и артефактам, оценить свои игровые силы, за которые отвечает энергия.

Все функции платформы доступны игрокам в мобильной версии

Железный банк и торговая лавка. Реализовать игровую валюту можно в торговой лавке, покупая артефакты за драконье стекло, или в железном банке, покупая реальные товары за золото.

Статистика. Статистика позволяет отслеживать информацию по личному рейтингу и рейтингу среди всех персонажей в игре.

Используемые механики

Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Ролевая модель
Выбор сотрудником ролевой модели поведения (своего стиля работы или профиля для развития)
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях

«Хоум Кредит энд Финанс Банк» — российский коммерческий банк, один из лидеров российского рынка потребительского кредитования.

О проекте

С 2011 года в компании работала программа лояльности, в рамках которой сотрудники награждались внутренней валютой за отличные успехи в работе, достигнутые результаты и следование ценностям банка. Валюту можно было потратить на покупку товаров в собственном магазине. В программе мотивации между сотрудниками отсутствовал соревновательный дух, поэтому было принято решение обновить программу.


Задачи

Основная задача - разработать уникальную игровую платформу со своими правилами, спецификой и прозрачной системой оценки эффективности. Механики игрового процесса направлены на:

А также снизить текучку персонала, поднять уровень и качество продаж.

Решение

Игра «Game of Homes». Её легенда создана по мотивам известного зарубежного ТВ-сериала. За основу взяты сюжетные линии и персонажи сериала, но интерпретированы и описаны они с точки зрения специфики организационной структуры банка. Для сотрудников компании разработан игровой мир, в котором они прокачивают своих персонажей, используя доступный набор действий, зарабатывают очки опыта для повышения уровня, приобретают знания и зарабатывают игровую валюту. 

Анастасия Агеева, «Лабмедиа» « III ОЛИМПИАДА игр и нетворкинга
Анастасия Агеева, ведущий аналитик Лабмедиа
Для каждой должности в Банк Хоум Кредит продумана игровая роль в виртуальном мире-игре. Сотрудник может составить для персонажа стратегию развития, которая соотносится с его собственной жизненной стратегией. 



Игровые механики

Основной действующей фракцией является Королевство «Банк Хоум Кредит», ему противопоставляется абстрактный противник «Зима» со своими подданными «ходоками», которые олицетворяют препятствия на пути к достижению целей банка. Королевство делится на дома (дирекции банка), которые состоят из родов (региональные центры, дополнительные офисы и прочие филиалы дирекций). Существуют также нейтральные силы – «призраки» (потенциальные и неактивные на данный момент клиенты банка), которых необходимо приманить.

Территории Королевства и Зимы разделены стеной, которая позволяет удерживать противника. Житель (сотрудник банка), павший в сражении с ходоками (проваливший блиц-опрос), превращается в «одичалого» и переходит за стену.

В игровом процессе есть две основные стороны: офлайн и онлайн. Офлайн — это ежедневная работа сотрудника, реализация продуктов компании и достижение плановых показателей, а онлайн — визуализация ежедневного рабочего процесса в виртуальном мире. 

Основные игровые действия, воплощающие работу сотрудника в игре:

  1. Постановка личных заданий под лозунгом «качай награды»
  2. Создание обещания — вызов для сотрудника под лозунгом «качай героя»
  3. Участие в бое с ходоком под лозунгом «качай себя»
  4. Прохождение корпоративного обучения в цитадели знаний

В основе проекта использовалась система дистанционного обучения WebTutor 3.4.0.62. На основе стандартного функционала система позволяет работать с электронными курсами и тестами — проходить, хранить и создавать историю их прохождения, а модуль «Геймификация» — реализовать систему награждения за выполнение заданий, и затем приобретать реальные товары за виртуальную валюту в Железном банке.

Для оптимизации работы сотрудников создано приложение с помощью Electron и настроена авторизация и отображение данных в корпоративном приложении «Наш Хоум».

Профиль персонажа. В личном профиле игрок может посмотреть информацию по доступным игровым валютам и артефактам, оценить свои игровые силы, за которые отвечает энергия.

Хоум Кредит Банк: игра для достижения бизнес целей и мотивация на саморазвитие

Все функции платформы доступны игрокам в мобильной версии

Железный банк и торговая лавка. Реализовать игровую валюту можно в торговой лавке, покупая артефакты за драконье стекло, или в железном банке, покупая реальные товары за золото.

Статистика. Статистика позволяет отслеживать информацию по личному рейтингу и рейтингу среди всех персонажей в игре.

Используемые механики

Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Ролевая модель
Выбор сотрудником ролевой модели поведения (своего стиля работы или профиля для развития)
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях


Возможности игроков: ежедневная аналитика личных показателей и их влияние на жизнь банка. Привязка игровых обязанностей к ежедневным должностным обязанностям. Каждый сотрудник видит влияние своей работы на общебанковские показатели и вовлечен в корпоративное обучение через увлекательный игровой процесс. Игровые задания связаны с должностными обязанностями сотрудников, и их выполнение дает возможность получения ценных призов и бонусов, как в виртуальном мире, так и в жизни.

Личные задания. Вместо формулировок задач в почте каждый игрок может поставить задание в игре на сотрудника и при этом получить игровое вознаграждение.


Обещания. Для каждого сотрудника определен пул показателей, которые он реализует в банке. Игрок может поставить себе обещание на достижение целей за определенный период. После выполнения обещания он может получить награду драконье стекло или золото.

Цитадель знаний. Корпоративное обучение, за прохождение которого сотрудник получает награду и опыт.

Бой с игроком и ходоком. Для прокачки знаний пользователей разработаны бои между персонажами и бой с виртуальным персонажем — ходоком. На основе механики «Бой с игроком» компания запустила массовый турнир «Мозгобойня», в котором сотрудники соревновались с друг другом по знаниям продуктов и услуг компании. Лучшие участники получили ценные призы.

Сезонные механики. Периодически в игре проходят события, приуроченные к известным праздникам.

В День святого Валентина игроки отправляли друг другу валентинки, а на Пасху участвовали в турнире «Поймай дракона». В день знаний провели турнир «Мозгобойня» и выявили самого умного сотрудника компании.


В основе проекта использовалась система дистанционного обучения WebTutor 3.4.0.62. На основе стандартного функционала система позволяет работать с электронными курсами и тестами — проходить, хранить и создавать историю их прохождения, а модуль «Геймификация» — реализовать систему награждения за выполнение заданий, и затем приобретать реальные товары за виртуальную валюту в Железном банке.

Для оптимизации работы сотрудников создано приложение с помощью Electron и настроена авторизация и отображение данных в корпоративном приложении «Наш Хоум».

Профиль персонажа. В личном профиле игрок может посмотреть информацию по доступным игровым валютам и артефактам, оценить свои игровые силы, за которые отвечает энергия.

Все функции платформы доступны игрокам в мобильной версии

Железный банк и торговая лавка. Реализовать игровую валюту можно в торговой лавке, покупая артефакты за драконье стекло, или в железном банке, покупая реальные товары за золото.

Статистика. Статистика позволяет отслеживать информацию по личному рейтингу и рейтингу среди всех персонажей в игре.

Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Ролевая модель
Выбор сотрудником ролевой модели поведения (своего стиля работы или профиля для развития)
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях

Игра Game of Homes внедрялась в жизнь в несколько этапов: Офлайн-сессия, позволившая испытать наработки игрового процесса в виде настольной игры для сотрудников банка и выявившая недостатки созданного игрового мира. Демоверсия, позволившая сотрудникам испытать часть игрового процесса, что впоследствии привело к улучшению игровых механик и дополнению недостающими игровыми возможностями. Масс-старт и «Gameday» — старт игрового процесса для всех сотрудников, который окунул игроков в легенду игры и позволил в игровом контексте познакомиться с правилами и целями игрового мира

Результаты

Каждый сотрудник привносит в свою жизнь часть игры, употребляет игровой сленг в повседневном рабочем процессе и ставит новые игровые цели и цели своего развития в компании. Координаторы игрового процесса со стороны Банк Хоум Кредит находят каждому рабочему процессу, будь то должностные обязанности сотрудника или конкурсы внутри компании, интерпретацию в игровом мире, связывая воедино игру и жизнь.

Игровые показатели спустя полгода с момента запуска

Более 10 000 сотрудников с доступом к игре. Более 4000 активных пользователей. 4,85/5 - средняя оценка удовлетворенности игрой. 175 275 заработанного золота.

Показатели турнира, состоящего из 2 этапов, отборочного и плей-офф на 256 участников: 2449 уникальных пользователей с момента старта турнира. ~1200 уникальных пользователей пик в день. 47 448 боев проведено с момента старта турнира. 40 794 боев проведено в период отборочного этапа.

Главные преимущества новой разработки

Повышенная вовлеченность сотрудников в достижение единых целей банка. Увеличение жизненного цикла игры в 3 раза. Возможность внедрять новые игровые легенды и масштабировать игровой процесс.

Планы и перспективы

Проведение конкурсов между сотрудниками. Редизайн мобильной версии игры. Объединение цитадели знаний и арены боёв для составления рекомендаций персонажам о прокачке знаний и навыков. Подключение IT-подразделений Банка. Интеграция с социальными сетями.

Ежедневно сотрудники генерируют идеи по внедрению новых игровых механик или обновлению текущей разработки. После сбора обратной связи составлен перечень улучшений игрового процесса, который будет направлен не только на внедрение и реализацию бизнес-целей банка, но и на добавление новых игровых составляющих: аркад, ребусов и многого другого.

В основе проекта использовалась система дистанционного обучения WebTutor 3.4.0.62. На основе стандартного функционала система позволяет работать с электронными курсами и тестами — проходить, хранить и создавать историю их прохождения, а модуль «Геймификация» — реализовать систему награждения за выполнение заданий, и затем приобретать реальные товары за виртуальную валюту в Железном банке.

Для оптимизации работы сотрудников создано приложение с помощью Electron и настроена авторизация и отображение данных в корпоративном приложении «Наш Хоум».

Профиль персонажа. В личном профиле игрок может посмотреть информацию по доступным игровым валютам и артефактам, оценить свои игровые силы, за которые отвечает энергия.

Все функции платформы доступны игрокам в мобильной версии

Железный банк и торговая лавка. Реализовать игровую валюту можно в торговой лавке, покупая артефакты за драконье стекло, или в железном банке, покупая реальные товары за золото.

Статистика. Статистика позволяет отслеживать информацию по личному рейтингу и рейтингу среди всех персонажей в игре.

Используемые механики

Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Ролевая модель
Выбор сотрудником ролевой модели поведения (своего стиля работы или профиля для развития)
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях

В продолжение темы: