Крок – это одна из компаний, которая давно развивает культуру геймификации для своих сотрудников и даже предпочитает внутренних специалистов внешним подрядчикам. Как обычно, в HR проектах до публики доходит не так много иллюстраций того, как выглядит геймификация внутри. В данном кейсе разберём два примера, хотя судя по словам руководителя направления геймификации, КРОК геймифицировал уже многие сферы жизни своих сотрудников. В первую очередь нужно обратить внимание на геймификацию онбординга, любой сотрудник любой компании, так или иначе, проходит этап онбординга: когда ему надо освоить базовые корпоративные инструменты, делать какие-то формальности, включиться в корпоративную культуру и тд. Применять здесь геймификацию в виде заданий – это, вполне, стандартное и удобное решение. Задания для новичков, более менее, известные и не отличаются для каждого отдельного сотрудника. Раздача игровой валюты и возможность купить себе какую-нибудь сувенирную продукцию, скорее работает на лояльность и на это денег для новичков обычно не жалеют. Также в таких компаниях обычно популярны конкурсы, которые помогают пользователям включиться в корпоративную жизнь больше как человек, чем просто, как сотрудник: это фотоконкурсы, завтраки, где принято говорить не о рабочих вопросах, а о своих увлечениях или путешествиях и об этом второй описанный ниже кейс под названием Geocrocing.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
КРОК — ИТ-компания, которая создает новую цифровую экосистему общества, реализуя проекты в 42 странах мира. Один из лидеров российского рынка информационных технологий.
«Прежде чем наша геймификация начала решать большие задачи, мы прошли значительный путь развития: от небольших пилотных запусков до inhouse-разработке диджитал платформы с собственной методологией, которая объединяет краткосрочную и долгосрочную геймификацию. В этом процессе мы усвоили главный лайфхак — идти к идеальному продукту поэтапно, быть готовыми к "факапам” и смело отказываться от неработающих решений. В 2005 году КРОК запустили 10 миссий-заданий, за которые сотрудники могли получить награду. Все результаты вносили в Excel вручную. Когда сотрудник завершал миссию, он приходил в кабинет HR-менеджеров и получал валюту – “Бобрики” в бумажном виде. Итог: 150 вовлеченных сотрудников»
Проект Geocrocing для развития горизонтальных связей в компании и неформального общения коллег – игра для тех, кто любит путешествовать и делиться опытом с коллегами. Этот проект – пример долгосрочной геймификации, в которую компания играет уже более 6 лет.
Сотрудник собирается в отпуск и берет с собой Боброклад – небольшую бутылочку-послание, которую удобно разместить в любом туристическом месте. К ней прилагается бумажный сверток, где можно оставить пожелание своему коллеге. Далее сотрудник прячет клад в одном из тех мест, которое он рекомендовал бы посетить. После – отмечает свой клад в специальном приложении Geocroсing, и указывает геолокацию, добавляет описание места, фото и подсказки по поиску. За участие сотрудник получает награду – внутреннюю валюту “Бобрики” на виртуальный счет. У всех остальных сотрудников есть возможность найти этот клад, отметить находку в приложении и так же получить награду.
"Один раз в пару месяцев мы проводим травел завтраки, на которых коллеги обмениваются впечатлениями. По итогам года мы подводим результаты — кто стал самым активным путешественником. Наш рекорд – 10 стран и 20 городов (и это очень эффективный сотрудник, у которого отпуск 2 раза в год, но очень активные выходные)"
Каждый новый сотрудник получает стартовый набор "Бобров" — это поздравление с тем, что человек стал частью команды КРОК. Для быстрого погружения в корпоративную жизнь новичку выдается чек-лист с заданиями: посетить велком-семинары, пройти вводные онлайн-курсы, принять участие в "Случайном кофе", оставить отзывы по итогам адаптации и так далее. За выполнение заданий в зависимости от срока и качества начисляется разное количество внутренней валюты ("Бобры”). На накопленную валюту сотрудники покупают товары в внутреннем магазине — для себя, коллеги или команды. Также можно тратить “Бобры” на социальные проекты, например по посадке леса.
Для отслеживания качества проектов используются метрики, которые условно можно поделить на 2 категории: активность пользователей в системе и внутриигровой баланс и экономика. В первой категории акцентируем внимание на динамике и вовлеченности сотрудников: замеряются включенность в миссии, активности каждой из ЦА, лояльность и возвращаемость сотрудников, процент оттока и неактивности. Показатели внутриигрового баланса и экономики позволяют сопоставить бюджет на реализацию проектов и стоимость — объем игровой валюты. Здесь анализируем план и факт начисленных баллов, себестоимость каждой миссии для компании, перерасход баллов и стоимость миссии в “Бобрах”.
Аналитика каждого из показателей позволяет корректировать модели построения миссий и прогнозировать дальнейшие планы и финансы.
Вовлеченность в программы геймификации — 80%, то есть более 2000 сотрудников постоянно отслеживают свои успехи и участвуют в новых миссиях. Компания разработала и автоматизировала процесс планирования бюджета и отслеживания текущих трат.