Онбординг сотрудников – это задача, с которой сталкиваются практически все компании. Иногда это сделать проще, если все работают вместе в одном офисе, и там же новые сотрудники пересекаются с более опытными. Так можно неофициально назначить кураторов, которые будут помогать новичкам. Есть и сложные случаи, например, когда взаимодействия между сотрудниками не так уж много, когда новый сотрудник должен в первую очередь общаться с покупателями, тогда его не может в течение работы постоянно сопровождать более опытный коллега. Или же, как в случае с Леруа Мерлен, когда процесс трудоустройства настолько длительный, что проходит несколько недель, пока нового сотрудника допустят к его рабочему месту (в данном случае сотрудник вынужден готовиться самостоятельно дома, читая распечатки или проходя онлайн-курс).
Мы вместе с командой Леруа Мерлен придумали геймификацию, в которой новый сотрудник в интерактивном режиме проходит некоторые обучающие материалы, смотрит ролики и выполняет, в том числе оффлайн, задания. В качестве оффлайн задания, новому сотруднику предлагается, например, поработать тайным покупателем в магазине, где он будет работать. Во многом это повторяет функционал онлайн-курса, но нюанс был в том, что для доступа к онлайн-курсам компании сотрудник уже должен быть трудоустроен и авторизовываться в системе он должен по своему логину и паролю. Но на этапе онбординга у него ещё нет статуса работника и в систему обучения он зайти не может. Поэтому была создана упрощённая система обучения, которая была доступна всем пользователям, не только сотрудникам компании, но и всем желающим даже без авторизации. В качестве платформы использовался Битрикс, в котором нет какого-то большого количества игровых механик и довольно сложно внедрять игровые механики, особенно если у пользователя нет авторизации. Мы решили оставить набор заданий, которые бы проходил сотрудник полуформально, даже без проверки модератора. На случай, если к нам придет человек со стороны, не новый сотрудник Леруа Мерлен, мы создали вопрос-развилку, который перенаправлял человека на раздел вакансий, где он мог выбрать себе работу в компании, раз ему так интересно было проходить онбординг в Леруа. Чаще всего процесс онбординга в компаниях скрыт и не так много есть кейсов, когда его можно разобрать, поэтому советую познакомиться с нашим опытом и возможно что-то покажется вам полезным и интересным.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Leroy Merlin — французская компания, один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров. Основана в 1923 году, входит в группу Adeo, которая принадлежит «Ассоциации семьи Мюлье».
Геймифицированный онлайн-онбординг – это онлайн-квест с заданиями для новых сотрудников, иллюстрирующий путь сотрудника от этапа собеседования до выхода на работу. Путь состоит из заданий (практических и теоретических материалов) и помогает узнать историю компании, ценности бренда и нюансы новой работы. За успешное прохождения пути сотрудник получает виртуальные награды. Важно поддержать мотивацию сотрудника между началом процесса его трудоустройства до выхода на работу, показать движение сотрудника к его цели.
Сотруднику нужно пройти путь трудоустройства от изучения истории бренда до выхода на работу. Квест начинается с момента, когда сотрудника уже одобрили на работу и происходит сбор документов, согласование в компании и прочие организационные моменты. В этот период сотрудник еще не может приступить к своим рабочим обязанностям, но он уже может начать изучать, как устроены процессы в компании, корпоративную культуру и правила. На пути геймифицированного онбординга сотруднику предстоит выполнить задания: изучить историю и ценности бренда, изучить должности в компании, правила коммуникации (внутренние и внешние), узнать важные правила о работе с информационной безопасность и др.
Задания в онлайн-квесте были разного формата, где-то нужно было прочитать информацию, где-то посмотреть видео-ролик, где-то ответить на вопросы. Почти все задания учитывались автоматически. Также были и более сложные задания, по итогам которых нужно было пользователю самостоятельно нажать кнопку, что задание выполнено.
Пользователь на этапе онбординга еще не имеет логина и пароля в системе компании и его еще нельзя авторизовать. Поэтому было принято решение сделать проект открытым для всех желающих, любой человек мог без собеседования прийти на сайт, пройти этот маршрут и подать заявку на работу в Leroy Merlin. Чтобы разделять поток пользователей в проекте, появился вопрос-развилка, он помогает разобраться, к какой категории человек относится: он попал сюда случайно или это будущий сотрудник, прошедший собеседование. "Случайным" кандидатам предлагается выбрать желаемую вакансию в Leroy Merlin и оставить заявку на рассмотрения его кандидатуры на работу. Будущим сотрудникам, которые уже прошли собеседование, предлагается указать свои данные (телефон и отдел, в который он устроился на работу), чтобы их прогресс прохождения онбординга был отмечен.
За успешно пройденные задания пользователи могли получить достижения (виртуальные награды), например:
Изначально достижения это серые картинки, которые становятся цветными в процессе прохождения заданий и получения соответствующего достижения (виртуальной награды).