Оглавление “Книги кейсов”

Mail.ru: внутренняя геймификация для поощрения корпоративной активности и продвижения ценностей компании

Комментарий эксперта

В больших компаниях геймификация часто используется не только как отдельный вид игровых активностей, но и как “клей”, который скрепляет между собой разные активности. Например, позволяет зарабатывать виртуальную валюту на одних активностях, тратить на другие и так далее. Если у игровой валюты есть несколько источников заработка, то это даёт пользователям больше свободы, так они могут не просто следовать указаниям, но и выбирать те действия, которые им ближе. Так появляется некоторый стратегический элемент – каким образом заработать больше, а у компании, соответственно, увеличивается бюджет на виртуальную валюту, так как пользователь может сделать больше полезных действий в рамках корпоративной деятельности или даже за её пределами, участвуя в развитии и продвижении hr-бренда компании. В хороших случаях геймификации есть достаточно много способов заработать внутреннюю валюту. Здесь упомянуты посещения тренингов и вступления на конференциях, как и внешних, так и внутренних, а также коины можно получить в качестве благодарности от других сотрудников и, вероятно, в качестве внутренних наград и универсальных призов, которые уже можно менять на то, что тебе нужно в корпоративном магазине. Также стоит отметить, что в Mail.ru используются элементы UGC (совместного творчества пользователей) это достаточно редко, так как нужно обеспечить всем сотрудникам возможности доступа и как-то ещё публично презентовать этот результат. Совместное строительство большого лего-города в центральном холле в офисе – очень хороший пример, где можно почувствовать единство пользователей, посмотреть на их примеры и показать своё творчество. Я считаю, что здесь Mail.ru ушли дальше многих IT-компаний, по крайней мере, дальше тех, с кем я сталкивался в своей работе.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Совместное творчество
Совместное создание проектов или выполнение заданий пользователями
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей

Mail.ru — русскоязычный интернет-портал, принадлежащий технологической компании VK. Объединяет главную страницу сайта и тематические проекты, служит единой «точкой входа» для принадлежащих компании интернет-служб — почты, поиска, социальной сети «Мой мир», облачного сервиса, мессенджеров «Агент Mail.ru» и ICQ.

Задачи

Mail.ru: внутренняя геймификация для поощрения корпоративной активности и продвижения ценностей компании

Используемые механики

Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Совместное творчество
Совместное создание проектов или выполнение заданий пользователями
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей

Решение

Mail.ru активно использует внутреннюю геймификацию, как нативно в конкретных бизнес-процессах, так и в качестве отдельных проектов для решения конкретных задач. Далее мы рассмотрим внутреннюю валюту (коины) в Mail.ru Group, бейджи, лего-город и ежегодную внутреннюю премию (People Awards).

"Чаще геймификация нативно вписана в процессы. Мы её используем как для поощрения каких-то корпоративных и социальных действий, так и для того, чтобы иногда «выпустить пар», что тоже неплохо для корпоративной культуры" – Лия Королева, директор по организационному развитию Mail.ru Group, и Алексей Дмитриев, директор по развитию HR-tech проектов Mail.ru Цифровые технологии.

Коины

Коины — это внутренняя валюта, часть системы поощрения сотрудника за полезные для компании активности.

Как получить коины

Сотрудникам начисляются баллы за определённые действия:

Также коины можно получить от коллеги

На что можно обменять коины

Все заработанные коины можно обменять на реальные вещи. Например, на эксклюзивный корпоративный мерч, на различные сертификаты (на занятия с тренером в спортзале, бесплатный обед в столовой, на шаурму) или обменять на ДоброКоины (конвертировать коины в рубли и отправить на благотворительность).

Корпоративный мерч уникален и его нельзя купить в магазине, поэтому, по данным компании, сотрудники с удовольствием обменивают баллы на футболки, толстовки и другую одежду, отмечая тем самым свои заслуги.

С помощью коинов сотрудники также могут поблагодарить друг друга в рамках сервиса «Спасибо» – так компания старается развивать у сотрудников взаимную благодарность.

Сервис «Бейджики»

В сервисе Бейджики есть список событий, по которым сотрудник может получить значок. Например:

и другие.

Полученные бейджики отображаются в профиле пользователя на внутреннем портале компании.

"Такая информация интересна для департамента HR в нескольких разрезах. Первое — мы находим лидеров мнений — раз их часто благодарят , значит коллеги считают, что их советы и действия полезны и позитивно влияют на корпоративную среду. Второе — мы находим людей-активистов, которые могут драйвить новые процессы и выстраивать взаимоотношения между людьми. Основная идея — выявлять людей, которые могут помочь развить корпоративную культуру и усилить её. Коины выдаются за конкретные действия, которые влияют на мотивацию сотрудников положительным образом" – Лия Королева, директор по организационному развитию Mail.ru Group, и Алексей Дмитриев, директор по развитию HR-tech проектов Mail.ru Цифровые технологии.

Лего-город

Лего-город – мероприятие, на котором вся компания вместе строила город из лего в честь 19-ти летия компании. Коллеги объединялись в команды и бронировали ячейки в будущем «городе» через интранет, чтобы потом их застроить.

Всю коммуникацию сотрудники вели самостоятельно: обменивались деталями, бронировали места, обсуждали будущие постройки. В итоге удалось построить огромный красивый лего-город, по которому ездил поезд с камерой 360.

People Awards

People Awards – ежегодная внутренняя премия, на которой награждаются сильнейшие команды и эксперты по итогам года. Коллеги номинируют друг друга за выдающиеся достижения, обязательно приложив короткую историю о номинанте.

Команда или сотрудник может оставить не больше двух заявок. Премия предполагает девять номинаций, среди которых «Технология года», «Руководитель года», «Команда года» и даже «Стажёр года».

Лучших выбирают сами сотрудники путём голосования во внутренней социальной сети. Вручение наград проходит во время новогоднего корпоратива.

Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Совместное творчество
Совместное создание проектов или выполнение заданий пользователями
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей

Используемые механики

Валюта "Спасибо"
Возможность передавать благодарность в виде валюты, которую он сможет потратить
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Бейджи
Возможность выдавать пользователям значки, наклейки, стикеры. Не обязательно связанные с какими-то успехами пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Строительство
Возможность устанавливать постройки в игровом мире, адаптируя его под себя
Совместное творчество
Совместное создание проектов или выполнение заданий пользователями
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей

Источники: friend.work, habr.com

В продолжение темы: