В больших компаниях геймификация часто используется не только как отдельный вид игровых активностей, но и как “клей”, который скрепляет между собой разные активности. Например, позволяет зарабатывать виртуальную валюту на одних активностях, тратить на другие и так далее. Если у игровой валюты есть несколько источников заработка, то это даёт пользователям больше свободы, так они могут не просто следовать указаниям, но и выбирать те действия, которые им ближе. Так появляется некоторый стратегический элемент – каким образом заработать больше, а у компании, соответственно, увеличивается бюджет на виртуальную валюту, так как пользователь может сделать больше полезных действий в рамках корпоративной деятельности или даже за её пределами, участвуя в развитии и продвижении hr-бренда компании. В хороших случаях геймификации есть достаточно много способов заработать внутреннюю валюту. Здесь упомянуты посещения тренингов и вступления на конференциях, как и внешних, так и внутренних, а также коины можно получить в качестве благодарности от других сотрудников и, вероятно, в качестве внутренних наград и универсальных призов, которые уже можно менять на то, что тебе нужно в корпоративном магазине. Также стоит отметить, что в Mail.ru используются элементы UGC (совместного творчества пользователей) это достаточно редко, так как нужно обеспечить всем сотрудникам возможности доступа и как-то ещё публично презентовать этот результат. Совместное строительство большого лего-города в центральном холле в офисе – очень хороший пример, где можно почувствовать единство пользователей, посмотреть на их примеры и показать своё творчество. Я считаю, что здесь Mail.ru ушли дальше многих IT-компаний, по крайней мере, дальше тех, с кем я сталкивался в своей работе.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Mail.ru — русскоязычный интернет-портал, принадлежащий технологической компании VK. Объединяет главную страницу сайта и тематические проекты, служит единой «точкой входа» для принадлежащих компании интернет-служб — почты, поиска, социальной сети «Мой мир», облачного сервиса, мессенджеров «Агент Mail.ru» и ICQ.
Mail.ru активно использует внутреннюю геймификацию, как нативно в конкретных бизнес-процессах, так и в качестве отдельных проектов для решения конкретных задач. Далее мы рассмотрим внутреннюю валюту (коины) в Mail.ru Group, бейджи, лего-город и ежегодную внутреннюю премию (People Awards).
"Чаще геймификация нативно вписана в процессы. Мы её используем как для поощрения каких-то корпоративных и социальных действий, так и для того, чтобы иногда «выпустить пар», что тоже неплохо для корпоративной культуры" – Лия Королева, директор по организационному развитию Mail.ru Group, и Алексей Дмитриев, директор по развитию HR-tech проектов Mail.ru Цифровые технологии.
Коины — это внутренняя валюта, часть системы поощрения сотрудника за полезные для компании активности.
Сотрудникам начисляются баллы за определённые действия:
Также коины можно получить от коллеги
Все заработанные коины можно обменять на реальные вещи. Например, на эксклюзивный корпоративный мерч, на различные сертификаты (на занятия с тренером в спортзале, бесплатный обед в столовой, на шаурму) или обменять на ДоброКоины (конвертировать коины в рубли и отправить на благотворительность).
Корпоративный мерч уникален и его нельзя купить в магазине, поэтому, по данным компании, сотрудники с удовольствием обменивают баллы на футболки, толстовки и другую одежду, отмечая тем самым свои заслуги.
С помощью коинов сотрудники также могут поблагодарить друг друга в рамках сервиса «Спасибо» – так компания старается развивать у сотрудников взаимную благодарность.
В сервисе Бейджики есть список событий, по которым сотрудник может получить значок. Например:
и другие.
Полученные бейджики отображаются в профиле пользователя на внутреннем портале компании.
"Такая информация интересна для департамента HR в нескольких разрезах. Первое — мы находим лидеров мнений — раз их часто благодарят , значит коллеги считают, что их советы и действия полезны и позитивно влияют на корпоративную среду. Второе — мы находим людей-активистов, которые могут драйвить новые процессы и выстраивать взаимоотношения между людьми. Основная идея — выявлять людей, которые могут помочь развить корпоративную культуру и усилить её. Коины выдаются за конкретные действия, которые влияют на мотивацию сотрудников положительным образом" – Лия Королева, директор по организационному развитию Mail.ru Group, и Алексей Дмитриев, директор по развитию HR-tech проектов Mail.ru Цифровые технологии.
Лего-город – мероприятие, на котором вся компания вместе строила город из лего в честь 19-ти летия компании. Коллеги объединялись в команды и бронировали ячейки в будущем «городе» через интранет, чтобы потом их застроить.
Всю коммуникацию сотрудники вели самостоятельно: обменивались деталями, бронировали места, обсуждали будущие постройки. В итоге удалось построить огромный красивый лего-город, по которому ездил поезд с камерой 360.
People Awards – ежегодная внутренняя премия, на которой награждаются сильнейшие команды и эксперты по итогам года. Коллеги номинируют друг друга за выдающиеся достижения, обязательно приложив короткую историю о номинанте.
Команда или сотрудник может оставить не больше двух заявок. Премия предполагает девять номинаций, среди которых «Технология года», «Руководитель года», «Команда года» и даже «Стажёр года».
Лучших выбирают сами сотрудники путём голосования во внутренней социальной сети. Вручение наград проходит во время новогоднего корпоратива.