Оглавление “Книги кейсов”

МедРокет: как вовлечь пациентов оставлять отзывы, покупать клубные карты ПроДокторов и заполнять данные о своем здоровье в мобильном приложении МедТочка

Комментарий эксперта

Перед нами кейс, где платформа для записи к врачу с помощью наград мотивирует пользователя проявлять больше активности, оставлять отзывы, но также и мотивирует в большей мере пользоваться платформой и вовлекать в это знакомых. Если вчитаться в описание каждой награды, то мы увидим, что здесь предлагается и открыть доступ врачу к медкарте, и добавить в систему близкого, записать его в свою семью, и загрузить в медкарту конкретные документы и результаты анализов, и, само собой, заполнять свою анкету, записываться на приём, оставлять отзывы. С точки зрения действий, которые предлагаются пациенту, всё очень продумано. И действительно, если пользователь начнет выполнять эти задания, то в какой-то момент он может настолько завязнуть в платформе, что сам придёт к мысли, что дальше все заказы нужно делать только здесь, потому что именно здесь накапливается его статистика, его самая свежая и подробная медкарта и т.д. Но если посмотреть на реализацию кейса, то мы увидим, что она не мотивирует пользователя быть активным. По большому счету, перед нами достижения и пассивная система уведомления пользователя о том, что он получил какое-то достижение. Уведомления приходят после того, как пользователь его получил. Несмотря на то, что критерии наград можно и нужно понимать, как задания для пользователя, по факту, заданиями они не являются и таким образом пользователю не подаются. Возможен сценарий, что пользователь, получив какое-то первое достижение, прочитает все остальные, запомнит критерии и начнёт это делать, но в жизни так работает довольно редко. Нет какой-то явный мотивации, зачем это делать пользователю. Выполнять все задания и получать все 30 наград ни у кого мотивации не будет. Каких-либо промежуточных целей здесь нет. На мой взгляд, здесь выбрана неверная игровая механика. Более правильно было бы использовать механику “квеста с заданиями”, а не достижения. Сами достижения, вполне, могут тоже присутствовать, и быть в качестве виртуальной награды, раз никакой другой не предусмотрено. Но задания можно было бы упаковать, например, в тематические блоки-квесты, что, вполне, логично для пациента, потому что сначала он выбирает врача, потом он записывается на приём, сдаёт анализы, их логично загрузить в медкарту, к который также будет иметь доступ врач и в конце лечения пишет отзыв. Мотивации пользователя оставлять отзывы посвящен отдельный кейс (см. кейс ПроДокторов: как мотивировать пациента оставлять качественные отзывы о визите). Данных о том, какой процент пользователей ведёт свои медкарты и оставляет отзывы, к сожалению, у нас нет.  

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Триггерные пуш-рассылки
Отправка push-уведомлений, привязанных к игровым событиям пользователя и игрового мира
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным

МедРокет – платформа IT-решений для медицины. Запускает и развивает цифровые продукты для клиник, врачей и пациентов. Включает в себя ряд проектов: ПроДокторов, МедТочка, ПроБолезни, ПроТаблетки и др. 

МедТочка – Личный кабинет пациента с защищенной электронной мед картой, которую легко показать любому врачу.  

ПроДокторов – медицинский портал с отзывами о врачах России. Клубная карта ПроДокторов позволяет посещать докторов со скидкой.  

Задачи

МедРокет: как вовлечь пациентов оставлять отзывы, покупать клубные карты ПроДокторов и заполнять данные о своем здоровье в мобильном приложении МедТочка

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Триггерные пуш-рассылки
Отправка push-уведомлений, привязанных к игровым событиям пользователя и игрового мира
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным

Решение 

МедРокет создали приложение «МедТочка» для записи к докторам и хранения данных о визитах и историях болезни пациентов. Для управления поведением пользователей в приложении добавили раздел «Награды», с помощью которого мотивируют пользователей пользоваться приложением, изучать его возможности, генерировать пользовательский контент, знакомиться с сервисами экосистемы и др. – быть активными. 

Награды

В профиле пользователя размещен раздел «Награды» с виртуальными значками. Почти во всех наградах в описании есть не только призыв к действию, но и кнопка действия. Например, в награде «Полный осмотр» добавлена активная кнопка «Записаться», по которой можно записаться на прием к врачу в ПроДокторов. А в наградах с отзывами активная кнопка «Оставить отзыв». Активные кнопки переносят пользователя сразу "к делу”, выполнять выбранную задачу на нужной странице экосистемы. 

Когда награда получена, в ней немного меняется описание при нажатии на нее. Суть остаётся прежней, но меняется с призыва к выполнению действия на описание в форме уже выполненного задания. Например, награда «Дебют» до получения награды описана так: «опубликуйте первый отзыв о враче или клинике». После выполнения задания, описание к награде стало другим: «за первый опубликованный отзыв. И это только начало».

Все доступные награды сразу отображены в профиле пользователя, на каждую из них можно нажать и прочитать описание — узнать, за что и как её можно получить. Полученная награда ставится цветной. Неполученная награда остаётся черно-белой. Если награда в процессе получения (часть действий сделано по ее достижению, но еще не до конца), то награда остаётся по-прежнему черно-белой и к ней добавляется внизу полоса прогресса. Полоса прогресса под наградой визуально отображает сколько пользователь уже вложил усилий для получения награды и сколько ему еще нужно сделать. 

Примеры наград

Уровни

В системе также есть уровни, которые стимулируют пациентов быть активными на платформе: оставлять отзывы, записываться на прием с применением клубной карты, заполнять данные мед карты и тд.

уведомление-рассылка на почте о достижении нового уровня

Для перехода по уровням пользователю нужно набрать определенное количество баллов. Например, для перехода на 2й уровень, "Перспективный новичок" пользователю необходимо набрать 100 баллов, для перехода на 3й уровень – 300 баллов. Чтобы набрать баллы нужно совершать конкретные действия, например:

Уведомления

Когда пользователь получает новую награду, приложение присылает ему пуш-уведомление с призывом полюбоваться ей в своем профиле. 

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Триггерные пуш-рассылки
Отправка push-уведомлений, привязанных к игровым событиям пользователя и игрового мира
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным

Результат

Достижения проекта ПроДокторов

Цифры проекта МедТочка

Цифры всего проекта МедРокет

За 12 лет на рынке:

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Триггерные пуш-рассылки
Отправка push-уведомлений, привязанных к игровым событиям пользователя и игрового мира
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным

Источники: medrocket.ru

В продолжение темы: