Самая простая платформа для гемификации, доступная буквально всем, – это чат-бот. Как ни странно, он обладает множеством достоинств перед сайтами, лендингами и спецпроектами: 1. Пользователь всегда авторизован и каждому пользователю, который принимает участие в акции чат-бот может отправлять уведомления, разрешать их отдельно даже не надо. 2. Чат-бот взаимодействует с пользователем персонально, или публично – в комментариях к постам. Это удобнее, чем размещать информацию на лендинге, где все пользователи видят одно и то же и обратиться к конкретному пользователю невозможно. 3. Если пользователь что-то выиграл, например, промокод, он никогда его не потеряет. Не нужно его записывать или присылать в письме позже. 4. Чат-бот по определению интерактивен. Он пишет что-то пользователю и ожидает, что пользователь будет ему отвечать, и пользователь тоже к этому готов. Соответственно, в чат-боте легко делать опросы, викторины – собирать с пользователя информацию или позволять ему за счет его активности набирать баллы. 5. Чат-бот совершенно нетребователен к дизайну, его проще и быстрее создать, но в этом есть и минус, так как стандартный чат-бот менее зрелищен, чем страница сайта. Но может быть и достаточно зрелищным, например, в данном кейсе вопросы присылались не текстом, а в виде красивой карточки, где был написан вопрос и иллюстрации к нему.
Несмотря на эти достоинства, чат-боты в геймификацим используется не так уж часто. Думаю, это из-за того, что команды, которые разрабатывают спецпроекты, могут не иметь разработчика чат-ботов в составе и при этом имеют других специалистов: по вёрстке, веб-программированию, дизайнеров, которых тоже нужно занимать работой. Так чат-боты кажутся им не профильными в проекте. Об опыте применения чат-ботов в ВК в группе Мегамаркета читайте в этом кейсе, а также посмотрите кейс с более разнообразной геймификацией Мегамаркет «СберМегаСетап»: как через игровой чат-бот в VK привести клиентов в каталог на сайте бренда.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Мегамаркет — российский маркетплейс, до 2021 года был знаком, как «Goods.ru», потом СберМегамаркет, с 2023 года стал Мегамаркет. По итогам 11 месяцев 2022 года на маркетплейсе представлено более 13 млн товаров более чем от 8 000 магазинов в 20 основных категориях, включая электронную и бытовую технику, товары для дома, одежду, строительство и ремонт, детские товары и многое другое. Мегамаркет доставляет товары более чем в 1000 городов России и располагает сетью из более чем 65 000 ПВЗ и постаматов.
Команда создателей проекта изучила свой предыдущий опыт разработки чат-бота на примере «СберМегаСетапа» (см. подробнее в кейсе Мегамаркет «СберМегаСетап»: как через игровой чат-бот в VK привести клиентов в каталог на сайте бренда), выделила удачные идеи и применила их в официальном паблике маркетплейса. Так появилось несколько игровых спецпроектов: «Карта МегаЖеланий», «Вперёд за подарками!» и «Портал в детство». Далее рассмотрим их подробнее.
Механика у всех спецпроектов была одинаковая. Чат-бот предлагал пользователям простые задания, связанные с Мегамаркетом: определить категорию, характеристику товара или ответить на вопрос о сервисе. В качестве подсказок пользователю давали ссылки на страницы с нужной информацией — так было «вшито» взаимодействие с маркетплейсом. Игроки переходили на сайт за правильным ответом, выполняли задания, накапливали баллы. Те, кто проходил все уровни, могли выиграть призы.
Авторам проектов было важно, чтобы подписчики непрерывно взаимодействовали с пабликом и сайтом. Поэтому они запускали чат-боты подряд. Участники вступали в игру через пост-анонс и таргет, переходили на сайт и возвращались за активностями. Когда один проект заканчивался, начинался другой — с той же механикой, но с новой идеей.
«Карта МегаЖеланий» – спецпроект, посвящённый мечтам. Сначала игрок выбирал тематическую доску: дом, дети, бьюти, фэшн, спорт, электроника или авто. Авторы проекта заранее придумали наполнение: товары появлялись на коллаже, когда участник верно отвечал на вопросы чат-бота и проходил уровень.
Для участия в акции нужно было подписаться на Мегамаркет в Вк, написать «Желаю участвовать» без кавычек в комментариях под конкретным игровым постом. После этого нужно было написать «Начать» в личные сообщения официального сообщества Мегамаркета в Вк. После всех этих действий игрок мог начать набирать баллы и уровни разными способами.
Способы, как набрать баллы и уровни:
В конце акции между всеми, кто достиг 10 уровня, прошел розыгрыш призов на стриме с помощью рандомайзера. Также 20 игроков, которые набрали больше всех баллов за предыдущие 14 дней, получили умные часы Xiaomi Mibro.
В качестве призов были разыграны смартфон, умные колонки, наушники, электрогрили, мультистайлери и умные часы.
В рамках игры «Вперёд за подарками» создатели проекта знакомили подписчиков с каталогом маркетплейса через вопросы.
Для участия в акции игроку нужно было подписаться на официальную группу МегаМаркет в Вк и написать фразу «На старт» в комментариях под любой записью в сообществе. Чтобы принять участие в розыгрыше и получить призы игроку нужно было достигнуть двадцатого уровня путем набора виртуальных баллов.
Задания были на знания особенность товаров, например, у игроков спрашивали, сколько режимов у массажёра Evo Beauty или какой уровень шума у сплит-системы. В задании уже была ссылка на карточку товара, игроку нужно было просто перейти по ней и найти ответ. В этом проекте создали игры хотели показать все товарные категории, поэтому для каждой придумали свой вопрос. По мнению авторов проекта, задания помогали изучить каталог в развлекательном формате — так пристально и внимательно, как выбирают заинтересованные в покупке клиенты.
Баллы игрок мог получать за выполнение заданий, за лайки на постах сообщества, репосты и за приглашение друзей в сообщество Мегамаркет.
В качестве призов были разыграны смарт-браслеты, планшет, блендеры и фены.
Спец проект «Портал в детство» был создан в поддержку летней кампании Мегамаркета «Билетик в детство». Проект предлагал пользователям вспомнить детство и собрать альбом с картинками. Чтобы получить стикеры и баллы, игроки отвечали на вопросы о журнале «Мурзилка», газировке «Буратино», конфетах «Мишка косолапый» и других приятных вещах из прошлого. А также, как и в предыдущих акциях, ставили лайки, делали репосты записей сообщества, приглашали в сообщество друзей и таким образом копили баллы, перемещались по уровням, чтобы получить призы.
В конце ностальгического путешествия по миру неваляшек, ковров и хрустальной посуды подписчиков ждал розыгрыш современных призов — бытовой техники и электроники.
"За полгода мы запустили четыре чат-бота с разными концепциями. Теперь это наш привычный инструмент. Мы можем управлять нужными нам показателями, продвигать рекламные кампании и товарные категории, конкретные магазины и бренды, потому что всё это интегрируем в чат-бот. Мы всё реже используем стандартные механики розыгрышей и делаем упор на геймификацию. Она позволяет нам вовлекать аудиторию в более долгую и интересную коммуникацию. За эти же полгода мы протестировали два игровых формата — чат-бот и мини-приложение «ВКонтакте». Оба формата оказались эффективными: они привели к нам 65 тысяч новых подписчиков за полгода — это 23% нашей базы".
См. также кейс "Мегамаркет «МегаИгра»: как мотивировать совершать заказы на сайте бренда с помощью мини-приложения в VK".