Большая часть геймификации в банковской сфере — это мотивация пользователей либо больше тратить, либо пользоваться купонами и скидками партнёров. Такая мотивация достаточно материальная, она всегда предполагает трату денег, а значит пользователь будет подходить к решению вопросов более рационально. Также такая мотивация почти всегда помогает пользователю экономить деньги — тратить меньше.
Почти в любой форме банковской геймификации обычно достаточно явно видны эти две задачи. Не стал исключением и проект Монополия от Тинькова. Тут, уже как видно из названия, Тинькофф привлекли сильный игровой бренд Монополия и очень качественно стилизовали всё содержание акции под него. Поле Монополии, персонаж, классическая мотивация (побольше заработать и не разориться), множество игровых элементов: и задания, и таймер, и виртуальные призы, и разделение пользователей по лигам. Визуально удалось уйти от излишней фиксации на тратах и скидках. Бренд монополии удачно подыграл, потому что в самой игре Монополия есть тоже траты и там тоже нужно искать свою выгоду. Если в Монополии пользователь скорее стремится заработать и у него это получается, то в подобных акциях все равно всё сводится к его тратам, но, возможно, к более выгодным тратам. Практически все пользователи если и не играли в Монополию, то слышали о ней и визуально могут узнать игровое поле (как на нем нужно действовать и как устроена сама игра). Это позволило создать такую насыщенную механику ещё и в формате мобильного телефона.
Повторять подобный эксперимент без сильного бренда и узнаваемой стилистики я бы не советовал. Здесь мы слишком уходим в сторону игры, что может вызвать нежелание разбираться в правилах и, следовательно, нежелание играть у тех, кто играть не привык.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
«Тинькофф Банк» — российский коммерческий банк, сфокусированный полностью на дистанционном обслуживании, не имеющий розничных отделений. Штаб-квартира банка расположена в Москве.
«Монополия» — экономическая и стратегическая настольная игра для двух и более человек. Цель игры — рационально используя стартовый капитал остаться единственным игроком, который не достиг банкротства.
Тинькофф банк разработал игру “Тинькофф Монополия”. Играть в неё можно в браузере со смартфона и ноутбука. Для участие в игре необходимо иметь карту Тинькофф банка или оформить её изготовление, затем необходимо зарегистрироваться на официальном сайте акции. Все зарегистрировавшиеся участники случайным образом делятся на группы и зачисляются в первую (Бронзовую Лигу), где играют в течение календарной недели, выполняя задания.
Игра представляет собой стандартное игровое поле игры Монополия. Оно содержит 6 коллекций городов, клетки старт, шанс, тюрьма, вопрос, брендовые клетки, стоянка и клетка вперед. Клетки и правила игры очень похожи на классическую Монополию.
"В классической Монополии вы садитесь за игровое поле в компании других игроков. Можете наблюдать за их ходами в реальном времени, предлагать сделки с недвижимостью. Мы хотели сохранить этот соревновательный момент, но чтобы вы были одни на поле, без оппонентов. Решение: разделить игроков на группы, ввести систему с лигами и общий игровой рейтинг".
На старте игроку нужно выбрать игровую фигурку (позже поменять её будет нельзя). Для совершения хода необходимо бросать кубик, изначально Монополия предоставляет 4 бесплатных базовых броска и даёт фиксированную сумму — 1500М.
Игровая валюта нужна для того, чтобы покупать города и «откупаться» от неудачных клеток. Города, на которых игрок оказывается, можно покупать, но продать или «заложить» их нельзя.
Игровая валюта: игровую валюту можно получать за выполненные задания недели, за задания с карточек городов, за полный пройденный круг по игровому полю, за переход в следующую лигу в турнирной таблице, из карточек удачи, за попадание на поле “Шанс” или “Общественная казна” Валюту можно использовать только в игре — обменять ее на настоящие деньги или другие бонусы не получится.
За каждое выполненное задание и за каждый город игрок не только получает или отдают валюту, но еще и перемещается в лиге. Чем выше лига, тем выше шанс получить более дорогие призы.
Лиги — это группы, в которой игроки соревнуются друг с другом. Позиция в лиге определяется по очкам, а очки можно заработать за покупку городов: чем больше игрок купил городов, тем он выше. В лигах соревнуются с группой человек, которые зашли в одно время либо вместе перешли в одну лигу. В них прогресс считается за одну игровую неделю. От лиги зависит ценность итогового подарка. Приоритет в начислении приза и переход в лигу выше отдается тому, кто набрал очки быстрее. По результатам каждой календарной недели 5 участников, завершившие неделю с наилучшим результатом в своей группе переходят в следующую Лигу, а участники, занявшие 5 последних позиций, переходят в более низкую Лигу, за исключением участников из Бронзовой Лиги. Остальные Участники остаются в своей Лиге, но состав группы (соперников) меняются. Игра проходит в 4 лигах: Бронзовая лига, Серебряная лига, Золотая лига, Алмазная лига. Борьба во всех лигах начинается по понедельникам. Каждую неделю игроки соревнуются с 30—100 новыми игроками в лиге.
Задания могут содержать тесты, викторины, совершение действий в Мобильном Банке участника, а так также условия совершения покупок по карте участника. За каждое выполненное задание начисляются игровая валюта или предоставляется бонус. Количество баллов, игровой валюты и размер бонуса зависит от задания и указывается в его описании.
Игрок получает задание вместе с покупкой города. Если задание не выполнить за неделю, то оно сгорит.
В игре предусмотрены гарантированные подарки и призы, зависящие от лиги и общего рейтинга. Гарантированный подарок — повышенный кэшбэк на супермаркеты, промокоды от партнеров, бесплатное обслуживание Tinkoff Black навсегда и др., чтобы их получить, необходимо покупать города одного цвета, оказаться в топе общего рейтинга, перейти в следующую лигу.
Также подарки и промокоды можно получать в процессе игры, например, попадая на поле «шанс».
Рейтинг участника определяется исходя из стоимости приобретенных в игре зданий, сооружений и купленных полей, и обновляется по результатам каждой недели игр. Если участники приобретают здания и сооружения на равную сумму, то выше в рейтинге располагается участник, который первым приобрел здания\сооружения на необходимую сумму. Рейтинг отображается у всех в личном кабинете, рассчитывается как сумма всех очков за четыре игровые недели.
"Для привлечения игроков анонсировали игру в наших соцсетях и во внутренних каналах: эл. почта, пуши, баннеры, сторис. На первую Монополию Тинькофф не стали тратить много денег на рекламу, поэтому сообщения во внешние каналы заняли примерно 30% от всей коммуникации. Отдали приоритет внутренним каналам еще по одной причине: коммуникацию можно быстро приостановить своими силами, когда поток игроков слишком высок". — команда Тинькофф банка
"Вначале мы сделали одно задание про благотворительность — пожертвовать в фонд WWF. Но быстро заметили хороший отклик и добавили другие фонды". — команда Тинькофф банка