Оглавление “Книги кейсов”

Золотое яблоко «Бьюти-тамагочи»: прокачивай своего персонажа, выполняй задания и получай подарки

Комментарий эксперта 

Перед нами еще один пример масштабной геймификации, сделанный по законам социальных игр из Фейсбука и ВКонтакте. Первой полномасштабной геймификацией в стиле социальных игр можно считать Яндекс Плюс Сити (см. кейс Яндекс Плюс Сити: игровой мир с заданиями и заработком баллов "Плюса"), она выполнена в жанре градостроительного симулятора. С тех пор появилось много клонов. Очевидно, что строить город в магазине косметики менее логично, поэтому был выбран другой жанр – тамагочи. Наиболее близкий аналог из мира социальных игр – PET SOCIETY. 

Для того чтобы создать полноценную игру, авторам пришлось реализовать множество игровых механик: это и одевание персонажа, обустройство его комнаты, прокачка по уровням и постепенное разблокирование более крутой косметики, возможность ходить в гости к друзьям, еженедельный и ежемесячный рейтинг игроков и так далее. Большая часть возможностей развития заблокировано либо уровнем, либо требует монет, которые можно заработать, выполняя задания, в том числе связанные с покупками и играя в мини-игры. В свою очередь, на мини-игры тратится энергия, которая постепенно восполняется, если пользователь регулярно заходит в приложение, желательно каждый день и выполняет задания. 

Игровой цикл можно описать так: пользователь должен заходить в приложение каждый день, зарабатывая тем самым энергию. Энергию он может тратить на то, чтобы ухаживать за своим бьюти-тамагочи, а также играть в мини-игры и зарабатывать монеты. Также монеты даются за выполнение заданий, которые в конечном счете тоже заставляют пользователей заходить почаще и пользоваться всеми возможностями игры. Заработав монеты, пользователь может прокачивать своего тамагочи, покупать ему новые шмотки и предметы интерьера, а за счет прокачки открывается еще больше новых предметов и возможностей. За активность пользователь получает купоны на участие в розыгрыше. Также может купить купоны и скидки на продукцию Золотого яблока. Чем выше у пользователя уровень, тем большую скидку он может получить. 

С точки зрения программы лояльности, все это выглядит достаточно громоздко. Пользователю нужно делать довольно много действий, покупки напрямую на прогресс не влияют и не ускоряют прогресс пользователей, скорее, медленный прогресс постепенно ведет к более выгодным (и более дорогим) покупкам. Геймплей тамагочи, особенно с милой трехмерной графикой и достаточно качественно сделанными мини-играми, может заинтересовать пользователя надолго. Вероятно, постоянные посещения приложения также повышают и продажи, так как пользователь неминуемо оказывается в курсе всех новых товаров и рекламных акций. Но также есть и небольшое отличие от типичной геймификации: обычно покупки пользователя приводят к более быстрому прогрессу в игре, здесь все скорее наоборот. Здесь игра немного в стороне, но тем, кто много играет и доходит до высоких уровней, им становится выгоднее делать покупки.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Прокачка персонажа
Развитие игровых персонажей по аналогии с ролевыми играми
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Менеджмент предметов
Возможность находить, хранить и использовать игровые передметы
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях

Золотое яблоко — российская торговая сеть по продаже косметики и парфюмерии. По состоянию на май 2021 года занимает второе место по товарообороту в своём сегменте. Главный офис расположен в Екатеринбурге

Задачи

Золотое яблоко «Бьюти-тамагочи»: прокачивай своего персонажа, выполняй задания и получай подарки

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Прокачка персонажа
Развитие игровых персонажей по аналогии с ролевыми играми
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Менеджмент предметов
Возможность находить, хранить и использовать игровые передметы
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях

Решение

Золотое Яблоко добавили в свое мобильное приложение игру в жанре бьюти-тамагочи. В игре нужно выполнять задания, зарабатывать игровую валюту и энергию, ухаживать за Эльфом, менять ему одежду и интерьер, прокачивать его уровень, растить рейтинг, играть в мини-игры, проходить бьюти-тесты и за это получать подарки.

Чтобы ухаживать за Эльфом и менять ему наряды нужна игровая валюта (бьюти-коины), которую можно заработать за выполнение заданий и в мини-играх. Также за выполнение заданий можно получить Энергию (на нее можно играть в мини-игры), бонусы и промокоды, с которыми будет выгоднее совершать покупки в Золотом Яблоке. Еще промокоды можно получить обменяв на них накопленную валюту в игровом магазине.

У Эльфа есть свой дом с ванной и гардеробом, где можно наводить красоту. Еще у Эльфа есть уровень (новичок, фанат и эксперт), который растет по мере продвижения игрока по игровым уровням. Есть рейтинг, который растет по мере выполнения бьюти-процедур и бьюти-тестов. И есть друзья, которым можно ставить реакции.

Персонаж

При начале игры игроку нужно выбрать имя для Эльфа, вписать свое имя нельзя, его можно сгенерировать. Изначально игроку предложено имя, если оно ему не нравится, то он может сгенерировать новое и делать так до тех пор, пока предложенный вариант ему не понравится.

Примеры имен для персонажа

и др. 

Эльф живет в доме, у него есть ванная комната, где он проводит бьюти-процедуры и гардероб, где его можно переодеть и поменять интерьер. За каждые действия в комнатах Эльф зарабатывает очки, которые повышают его Рейтинг (см. ниже).

Игровая валюта и энергия

Бьюти-коины важны для повышения рейтинга Эльфа, заработать их можно в мини-играх, за бьюти-тесты и за выполнение особых заданий. Почему они важны для рейтинга, если рейтинг формируется не по кол-ву монет? Потому что за монеты можно выполнять действия, которые повышают рейтинг Эльфа.

Тратить их можно на новую одежду для Эльфа, бьюти процедуры для него, на интерьер или на призы для себя в магазине призов. За игровую валюту можно купить индивидуальные промокоды (10% скидку) на категории в каталоге Золотого Яблока. Промокод может быть применен при покупке от 5 000 рублей. 

Энергия нужна, чтобы играть в мини-игры и выполнять бьюти-тесты, ими происходит оплата за старт игры\теста. Восстановить ее можно через ежедневные задания или дождаться следующего дня, энергия обновляется ежедневно. За каждый заход игрок получает 1 энергию.

Награды

В игре, помимо внутриигровых наград (валют, рейтинга и энергии), за выполнения заданий, тестов и прохождения игр, можно получить и материальные награды:

Награды, которые можно получить повышая игровой уровень:

Уровни

Улучшая персонажа, игрок повышает его грейд и общий игровой уровень. Всего у Эльфа три грейда: Бьюти-любитель, Бьюти-фанат и Бьюти-эксперт. Например, за чистку зубов можно продвинуться на 125 единиц прогресса. Для перехода на каждый новый уровень нужно набрать определенное количество очков.

Чем выше уровень, тем интереснее и больше награды. Награды игрок получает на каждом уровне, кроме 18, 21 и 24. На части уровней игрок получает внутриигровые награды (бьюти-коины и энергию), на части уровней – промокоды в Золотое Яблоко, подробнее о наградах см. ниже.

Также некоторые объекты доступны только на определенных уровнях, поэтому для расширения игровых возможностей, разблокировки наград и предметов, игроку нужно повышать свой игровой уровень. Например, некоторые декоры для интерьера и аксессуары для Эльфа доступны в игре не сразу, а на более поздних уровнях, на 6, 11, 20 и других уровнях. Изначально доступна только небольшая часть гардероба.

Рейтинг

Чем счастливее Эльф, тем выше рейтинг. Для роста рейтинга нужно заходить в игру каждый день, ухаживать за Эльфом, выполнять бьюти-рутины и тесты, покупать новую одежду и интерьер.

В игре есть недельный рейтинг и рейтинг по итогам месяца. Формируются рейтинги исходя из количества заработанных очков (тех же, что и продвигают игрока по уровням) за бьюти-тесты, выполненные задания и бьюти-процедуры. Каждую неделю, те игроки, которые вошли в топ-3 лучших игрока получают 1 000 сгорающих бонусов. По итогам месяца награждают топ-10 рейтинга 2 000 бонусов. 

Задания

Выполняя задания Эльф получает награды: Энергию, которую можно тратить на игру в мини-игры, бьюти-коины, на которые можно проходить бьюти-тесты, делать бьюти-процедуры, обустраивать дом и менять внешний вид Эльфа или промокоды в Золотое Яблоко.

Ежедневные задания

Награда за каждое задание +1 энергия:

Общие (указан прогресс сколько выполнено из 14):

Каждая бьюти-рутина продвигает какой-либо товар из Золотого Яблока, игра как бы предлагает пользоваться этой продукцией, применяя ее для Эльфа. Например, чистить зубы, наносить крем, накладывать патчи. Каждое конкретное действие делается конкретным товаром, после процедуры игроку предлагается ознакомиться с товаром в каталоге Золотого Яблока или продолжить игру.

Чтобы почистить зубы, нанести крем или совершить какую-либо бьюти-рутину игроку нужны бьюти-коины (см. ниже). Если их не хватает, то игрок не может совершить бьюти-рутину и получить очки рейтинга за нее.

Мини-игры

Три в ряд и Бьютипад

Бьюти-тесты

Тесты появляются каждую неделю, они состоят из 5 вопросов. За прохождение бьюти-тестов клиенты могут получить индивидуальный промокоды на покупки в Золотом Яблоке от брендов-участников, очки, которые поднимают Эльфа в Рейтинге и двигают его по уровням и энергию, которая нужна для прохождения игры. Чтобы получить промокод, нужно ответить на 3 из 5 вопросов. Всего в игре доступно 4 теста. Пройти тест можно только пока он размещен в игре. Стоимость прохождения теста: 70 бьюти-коинов.

Каждый тест это продвижение линейки продукции партнеров. Игроку нужно отвечать на вопросы про бренд и про уход за кожей.

Друзья

У каждого игрока есть свой ID, в игре можно добавить своих друзей и ходить друг к другу в гости и ставить реакции Эльфам (сердечки, огоньки, лайки и отмечать крутость). Также можно переходить в профили к Эльфам из рейтинга. На вовлечение друзей есть задания, за которые можно получить награды.

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Прокачка персонажа
Развитие игровых персонажей по аналогии с ролевыми играми
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Менеджмент предметов
Возможность находить, хранить и использовать игровые передметы
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях

Используемые механики

Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Бальная программа лояльности
Награждайте проявления лояльности, обменивайте баллы на призы и новые возможности
Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Прокачка персонажа
Развитие игровых персонажей по аналогии с ролевыми играми
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Ежедневная награда
Привязка наград ко времени, чтобы мотивировать заходить каждый день
Скидка
Возможность получить снижение цены, финансовую выгоду.
Менеджмент предметов
Возможность находить, хранить и использовать игровые передметы
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях

Источники: goldapple.ru

В продолжение темы: