Для справедливости стоит отметить, что первым похожую систему сделал Google, она называется Local Guides, о них можно почитать в кейсе Google "Местные эксперты": повышение активности сообщества пользователей Google.Карты. Яндекс был в роли догоняющего. Уже было хорошо понятно, что мы хотим от пользователей и как это может выглядеть, но от этого геймификация сообщества пишущих отзывы не становится менее важной и интересной.
Люди могут просто оставлять отзывы, потому что им хочется поделиться или, наоборот, поругаться, не думая о том, что таким образом они превращаются в обзорщиков Яндекса и собирают для них bigdata. Пользователи развивают контент, который Яндекс потом показывает другим участникам. Однако, такой пользователь обычно оставляет мало отзывов, не делает это регулярно и не ощущает важности происходящего. Цель геймификации в таком случае — прокачать пользователей по виртуальным “профессиям” с получением уровней в зависимости от количества их отзывов и вклада.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Яндекс — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, чьё головное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах, владеющая одноимённой системой поиска в интернете, интернет-порталом и веб-службами в нескольких странах.
Когда Яндекс видит, что пользователь купил какой-то товар, посмотрел какой-то фильм или посетил какое-то место (это может определяться по IP адресу), он начинает предлагать пользователю поставить рейтинг. Таким образом собирается суммарный рейтинг места/сайта/фильма с отзывами тысячей пользователей и новым пользователям становится легче выбирать более качественные услуги, опираясь на мнение других людей. За активность в сервисе Яндекс награждает ачивками. О мотивации оставлять отзывы и подробнее о механиках читайте далее.
Все отзывы пользователя собираются в его профиле, а для того, чтобы визуализировать вклад пользователя, введена обширная система достижений.
На сервисе пользователи могут развиваться в одном или нескольких направлениях:
и др.
Чем больше отзывов и оценок пользователь оставит, тем выше будет его уровень в каждом направлении заданий.
У каждой категории визуально отображается прогресс накопления баллов для перехода на следующий уровень.
Пользователь может оценить организации, фильмы, игры и др., для того ему нужно перейти на вкладку "Задания" и проставить баллы и написать текст к предложенным локациям\фильмам и пр.
За каждую поставленную оценку и отзыв, пользователю автоматически назначаются баллы:
При накоплении определенного количества баллов уровень пользователя на сервисе повышается. С каждым уровнем (для перехода на следующий) накопить баллов нужно всё больше.
В личном профиле пользователь может увидеть количество баллов, которые у него накопились, и на каком уровне он сейчас находится.
Когда полоса прогресса заполнится, пользователю будет присвоен следующий уровень.
В качестве мотивации писать отзывы и чтобы пользователи делали это развернуто Яндекс использует текстовые и визуальны сообщения о полноте отзыва. Под окном отзыва размещено небольшое кольцо прогресса, которое говорит о качестве отзыва: если отзыв короткий, то часть кольца будет красная и написано, что отзыв слишком короткий, чем больше будет добавляться текста в отзыве, тем больше будет заполняется шкала кольца и будет меняется ее цвет на оранжевый, а потом зеленый. Также и текст меняется на "здорово, но лучше подробнее" и похвалу, когда отзыв достаточно емкий.
Кроме визуализации прогресса и текстовой мотивации под отзывами, Яндекс мотивирует написать отзыв к заведениям и местам еще и при предложении оценить локацию. Там Яндекс сделал заметный заголовок с текстом: "Ваши отзывы влияют на рейтинг организации", как бы добавляя веса и значимости действиям пользователя. Говорит, что оценка важна.
Все достижения поделены на тематические группы. Всего их 4: общие, геймер, кинокритик и знаток города.
Каждое достижение (виртуальная награда) выдается за выполнение "заданий": за проставленные оценки, за переход на следующий уровень и др. Например, награда "Знаток города первого уровня" можно получить за определенное количество опубликованных оценок и отзывов к фильму/заведению/услуге и др.
Для получения ачивку "20 отзывов" в категории "Знаток города" нужно опубликовать 20 отзывов на организации.
В достижении "Лайк" пользователь получает награду за оценку оставленных им отзывов. Например, "20 ваших отзывов получили три и более лайка".
Рейтинг влияет на позицию в выдаче отзыва: отзывы от проверенных авторов смогут увидеть больше людей. За отзывы в рубриках авторы получают виртуальные награды.
Геймер:
Кинокритик 1 уровня:
Покупатель 4 уровня:
Знаток города 6 уровня:
Когда пользователю Яндекс выдает ачивку он отправляет уведомление, в котором видно название награды, категория, сам значок и % людей, у которых есть такая награда.
Чтобы на сервисах Яндекса присутствовали только полезные отзывы, Яндекс сформулировали правила их написания. Если отзыв не соответствует правилам, он может быть удален, а у пользователя будет снижен рейтинг. Пользователь может пожаловаться на любой отзыв, нарушающий правила. Все жалобы проверяются модераторами.
Также Яндекс даёт советы по оформлению контента, вот некоторые из них: