В каждом отделе продаж постоянно нанимают новых сотрудников и увольняют старых. Тем самым, обеспечивают ротацию и отбор самых лучших. В данном случае с помощью геймификации этот процесс стал более прозрачным. Есть четкий дедлайн - время “Ч”, когда раз в 2 месяца по итогам рейтинга “удаляют” самых неэффективных. Есть четкий критерий, по которому пользователь понимает, когда он хорош, когда плох, объективно видит, кто лучше, кто хуже и кто близок к увольнению, а кто успешно справляется с планом. Это очень хороший пример геймификации для продавцов и компаний. Помогает компании по ясным, четким понятным показателям выделять худших и по ясным причинам их уволить. Все сотрудники видят, как это происходит и могут объективно оценить, кто будет уволен. Через этот же рейтинг видны четкие критерии “отбора”.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
«Группа Черкизово» - крупнейший российский производитель мясной продукции.
Задача «Черкизово» − применять системный подход к обучению персонала, с процессом «выращивания звезд» внутри компании.
Компания разработала внутреннюю систему геймификации - SalesBoostSystem (SBS). Это система автоматизации продаж с элементами игры. Как и в любой игре, основная задача каждого участника - выиграть.
"Речь не идет о геймификации бизнеса на все 100%, а об отдельных направлениях деятельности в традиционных компаниях и корпорациях. Геймификация, которую мы ввели в 2018 году, помогает сотрудникам позитивно относиться к изменениям. Она стимулировала персонал самостоятельно изучать и внедрять новый бизнес-процесс контроля наличия продуктов на полках. В режиме игры вовлеченность работников была максимальной за все предыдущие этапы внедрения нововведений".
Игровое поле SBS — портал в интернете — состоит из нескольких модулей. В каждом модуле свои условия того, как стать победителем. Например, в модуле «Best practice» идут соревнования среди любителей создавать инновационные практики и внедрять готовые.
В конкурсе первого уровня может участвовать любой сотрудник, прошедший испытательный срок. Ему необходимо у себя на территории реализовать какую-нибудь идею, алгоритм действий, получить результат, а затем рассказать о нем, подав заявку на портале. Модератор изучает заявку и, если у него не возникли вопросы, отправляет ее в Банк практик.
Каждый квартал топ-менеджеры компании оценивают заявки и выбирают тройку победителей. Финалистам начисляют премии — некое число игровых монет, а их достижения регистрируются в виртуальном «Зале славы». На монеты можно приобрести различные товары из магазина SBS. Ассортимент формирует и доставляет товары покупателям магазин OZON.
В SalesBoostSystem есть рейтинги — не субъективное мнение руководства, но объективная, автоматическая оценка достижения качественных показателей. За количественные, к которым относится KPIs, сотрудник и так получает бонус. Рейтинги показывают насколько правильно он формирует перспективу собственных операционных показателей.
Важная область SBS — кадровое развитие, которое геймифицировано посредством лестницы рангов. Первый ранг — новичок, прошедший испытательный срок, четвертый — гарантированный кандидат на должность линейного руководителя. Игра рассчитана на перспективу не одного года.
Компания поддерживает сотрудников, открывая возможности для развития и обмена опытом. Для этого в «Черкизово» применяются как стандартные методы (например, аудиторные тренинги, дистанционные курсы, тематическая литература), так и новые (коучинг, самостоятельное обучение коллег, бизнес-лаборатории и др.).
Раз в два месяца наступает время «Ч», когда сотрудники с самым низким по итогам периода рейтингом покидают и игру, и компанию. Такие поощрения в разы дешевле обходятся компаниям, чем денежная премия. При этом все игроки тянутся за лучшим, и в итоге выигрывает компания.
Неигровые итоги проекта, о которых говорилось выше: вовлеченность, прозрачность, рост продаж - на фоне ROI 311% - более чем веские аргументы в пользу SalesBootsSystem™ и геймификации в бизнесе.